"РУССКОЕ ТЕЛО" (В.Баскаков) (Проблема телесно-ориентированного анализа национального характера) Возможно ли? Принято говорить о "русском характере", о загадочной "русской душе". Но о теле, телесности? Начиная разговор о "Русском теле" и о "теле" вообще, следует различать несколько видов тел. Есть индивидуалное тело и ряд групповых тел: семья как тело, имеющее свои органы и взаимоотношения между ними (скажите, кто в Вашей семье, например, голова), коллектив (организация - сравните, орган или корпора- ция от итальянского согроге - тело), наконец, государственность как тело. Все виды тел пронизывают друг друга, взаимодействуют и влияют друг на друга. Так, наше индивидуальное тело сформировалось и сейчас значительно зависит от государственной телесности. В равной степени и наоборот. Может показаться странным для такого практического издания начать разговор о специфике русской телесности с государственного тела, а не, например, с индивидуального. Но, как иднестно, нет ничего практичнее хорошей теории. Хорошая же теория - это всегда обобщение высокого порядка. В нашем случае такого рода обобщения затрагивают, прежде всего, государственность, что, кстати, хорошо иллюстрируют пословицы и поговорки русского народам и о русском народе, являющиеся этими своеобразными и наиболее устойчивыми обобщениями. Начнем с "корней", "опор", НОГ. Это важно, поскольку решающие особенности человеческой телесности прежде всего связаны с изменением позиции тела - с превращением нас из животных в этаких homo erecticus-ов - "людей прямостоящих". О Руси, России всегда говорили - "Колосс на глиняных ногах", указывая как на одну из наших базовых проблем - отсутствие стабильности, неустойчивость, так и на область государственной психосоматики - НОГИ. Действительно, вряд ли можно назвать другую страну, которая за свою историю вынесла на своих плечах (о плечевом поясе Русского тела см. ниже) столько войн и революций. И ведь не просто дворцовые перевороты с обычной сменой власти, а - "до основания". В чем смысл и есть ни он вообще? Давайте проделаем опыт. Неожиданно схватите человека за грудки и сильно встряхните. Наблюдайте за ним. Что происходит? Правильно, он опускается! Опускается (не в другом значении этого слова, хотя связь с другим значением в нашей истории прослеживается тоже) в смысле укореняется, он пытается быть ближе к земле, он ищет в ней опору, если хотите, пытается своим же телом решить свою же проблему. В этом мне видится смысл (но не оправдание) этих разрушительных встрясок. В этом смысл политических и нравственно-человеческих метаморфоз наших политиков и государственных чиновников, когда в предвыборных обращениях - "обретение стабильности", а по приходу к власти - "предоставление дополнительных полномочий силовым структурам во взимании налогов", вместо разработки толкового налогового законодательства. Здесь мы сталкиваемся с другой проблемой Русского тела. В ногах, являющихся, как нам известно, оплотом стабильности, а также в коленях содержатся еще и страхи (говорят: "душа от страха ушла в пятки", "присел от страха", "ноги подкосились", "колени задрожали"). Здесь следует сделать некоторые пояснения. Та или иная проблема, формирующая Русское тело (пронизывая все его виды: индивидуальное тело граждан, семьи, коллективы, государство в целом) и сама являющаяся его продуктом, - вполне материальное, живое образонание, обладающее собственной телесностью (не случайно многие проблемы выражаются во вполне наблюдаемых характеристиках). А любое живое имеет потребность в пище и жизни*. Страхи, живые образования, поселившись в ногах Русского тела, нуждаются в пище. Вот Вам и еще ответ на странные п внешне вроде бы необоснованные действия по даче дополнительных полномочий силовикам. Действительно, таким образом можно собрать ВСЕ (не только налоги), дав пищу нашим страхам.
Для нашей страны - это максимально действенный и реально быстрый способ. Но способ чего? Это только не способ решения проблемы Русского тела. Как мы неожиданно обнаруживаем, вроде бы узкогосударственная задача (всего-то налоговое законодательство!) превращается в задачу ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ (государственно- терапевтическую). Связь страхов (а самый "страшный страх" - страх СМЕРТИ) с реальностью нашей жизни - самая прямая. Это и наш РУССКИЙ БИЗНЕС, и БАНКОВСКОЕ ДЕЛО - под грохот взрывных устройств и свист пуль. Это и обвальные денежные реформы, которых "быть не может". Это и неожиданно замороженные вклады Внешэкономбанка (уже забыли?), и "сгоревшие" рублевые вклады Сбербанка. Это... Это... Остается вопрос "зачем это делается?" на уровне государственного тела, а на уровне индивидуального - "почему мы этому позволяем случаться?" Ответ парадоксален с точки зрения здравого смысла, но совершенно объ- ясним с точки зрения вышесказанного - складывается впечатление, что мы ЖЕЛАЕМ БОЯТЬСЯ, мы ИСПЫТЫВАЕМ В ЭТОМ ПОТРЕБНОСТЬ. Мы позволяем иметь законы, позволяющие нам жить в нестабильности и страхе за эту нестабильность. Следующая часть Русского тела - ПАХ (вижу как заулыбался читатель). Действительно, паховая область напрямую связана с ногами (известна шутка-загадка "откуда растут ноги?") и с нашей государственностью. Большинство эпитетов, отпускаемые в сторону нашей государственности (не путать с Родиной!) - из этой области нашего тела. И Здесь многое понятно! Паховая область - это область максимально глубоких и сильных чувств, поскольку сфера сексуальных отношений, организма - это область высокой энергии (читайте хронику происшествий сферы бытовых убийств и тяжких телесных повреждений, произошедших на любовной почве!). Любые электроприборы, особенно повышенной мощности, обязательно заземляют. В нашем теле, мы помним, - это ноги. Так что претензии ПАХА к НОГАМ совершенно обоснованы. Другое дело - в какой форме они выражены. Здесь неоценимую роль играет наш "великий и могучий" язык. Конечно же - это наш мат. Напрашивается гипотеза, что именно в силу избытка чувств в ситуации отсутствия их "заземления" такую функцию "опор" берет на себя язык. Действительно, по семантике, обилию оттенков, количеству матерных слов русский язык "впереди планеты всей". Гражданину нашей страны странно смотреть западный фильм и слышать невинную реплику главного героя в момент падения холодильника с трехметровой высоты на мизинец его ноги.Кроме глубоких сильных чувств, паховая область Русского тела - это и область конкретных чувств русского срама и стыда ("срамные губы"). Не задумывались ли Вы над тем, почему у нас такие туалеты? В смысле - уборные, отхожие места. То, от чего впадают в шок иностранцы, посещающие нашу страну. И ведь действительно, трудно им объяснить - почему. Это же никак не связано с нашей чистоплотностью / нечистоплотностью. В чем же причина? Одна из них - уборные, отхожие места, как ни покажется это странным, - своеобразные символы паховой области и, одновременно, ее материализация. Следуя логике, описанной выше, проблема срама, стыда оказывает влияние на нашу жизнь так, что формирует ситуации, в которых данная проблема получает свою пищу - "стыд и срам, стыд и срам". И подтверждение этому - наша история. Российские помещики, покупая итальянские и греческие скульптуры обнаженных героев, повсеместно одевали их в металлические трусы. А СОВЕТСКИЙ СЕКС, "которого нет"? А разговоры, книг и телепередачи "про ЭТО". Вполне закономерно в сознании и культуре граждан нашей страны формировалось и сложилось определенное (в основном, негативное отношение к "этому"). При колоссальном интересе (запретный плод...). Раз "этим" занимаются обнаженными (заземляя энергию чувств через контакт с другим телом), таким табу выступило не только все обнаженное тело, но даже отдельные его части - ноги, руки... Таубированным стало даже само слово ТЕЛО! Вспоминается, как несколько лет назад в Белоруссии организаторы семинара по телесно-ориентированной психотерапии решили провести полноценную рекламную кампанию по образцу рекламы гастролирующих певцов, музыкальных групп и др. Маленькими буквами было написано "приди и узнай свое..." и большими красными "ТЕЛО". Все тумбы и заборы города были оклеены ТЕЛОМ. Эффект был ошеломляющий для организаторов и ожидаемый для меня. НИКТО из местных жителей не явился. Наоборот, возмущенные пенсионеры жаловались властям, что город "оклеен порнографией". Поднимаясь выше по Русскому телу, мы оказываемся в области ГРУДИ. Это - область наших высших чувств и переживаний. Ведь здесь скрывается загадочная РУССКАЯ ДУША. Именно она, и та атмосфера, в которой она раскрывается, проявляется в полном объеме и так привлекают тех же иностранцев (несмотря на наши туалеты!). Чувств много, и они глубоки! Но при таких ногах (см. выше) - чувства удерживаются (что небезопасно!). Если их прорывает, то с перехлестом, в виде отреагирования. Не в этом ли одна из причин нашей дружбы с зеленым змием? Ведь отпускает! Спросите - почему? Тело расслабляется, а значит - опускается, укореняется (максимальное расслабление и реальное заземление - это смерть - отсюда выражение "мертвецки пьян". Да еще сверхконтроль со стороны сознания ослабевает (т.н. "дурь"). Разговор о Русском теле был бы неполный, если бы мы не указали еще на несколько его частей, имеющих ключевое значение для понимания логики его устройства. Колоссность, колоссальность Русского тела - это, прежде всего, его ПЛЕЧИ. Плечи - это то, что мы БЕРЕМ НА СЕБЯ или СОБИРАЕМСЯ ВЗЯТЬ. В последнем случае здравомыслящий человек, как правило, задает вопрос "а выдержу?" А это - прежде всего вопрос к НОГАМ. А ноги-то мы помним какие. При таких-то ногах, какое же "громадье" мы можем осилить?! Можем! За счет замечательных качеств, снискавших былую славу советскому человеку - воля, мужество, терпение ("вынесет все!", "нам нет преград'"). Но это психологические качества. А что же тело? А в теле возникают колоссальное перенапряжение и зоны конфликтов - СПИНА, ЖИВОТ и упоминавшиеся уже КОЛЕНИ. Поставь спортсмена- тяжелоатлета в момент взятия им веса на неустойчивую опору - вот аналог нашей с Вами ситуации. То, что сейчас в печати много говорится о потере наших "корней", об утрате культуры, о недостаточности понимания ценностей нашей семьи, о сложностях в отношениях внутри коллективов - это, прежде всего, проблемы СПИНЫ. Спина - это основа, остов всего тела, связующая все его части. Также ЖИВОТ - это жизнь ("положить живот за Отечество"). И эта жизнь постоянно подвергается опасности. А при такой нагрузке на плечевой пояс - это постоянное перенапряжение жизни - области живота. Это, наконец, - трудности вынашивания детей и родов у женщин. Наконец, разговор о Русском теле хотелось бы завершить еще одной ключевой его частью. Это - НИЖНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ. Нижняя челюсть - это одновременно и аналог паховой области на теле, и подавляемые человеком негативные чувства, эмоции, переживания, в основном - ярость, агрессия, ненависть. В силу акцентирования этой части Русского тела и ее двойного употребления (ярость, агрессия и сексуальные отношения) имеет смысл еще раз вернуться к уже упоминавшейся хронике происшествий и убедиться в правоте выявляемых соответствий и связей. С другой стороны, вся наша история, особенно история многочисленных войн, показывает эффективность обращения к этой части Русского тела ("пусть ярость благородная вскипает..."). Неважно, что ценой десятков миллионов жизней, а мы бы сказали и подчеркнули - смертей (опять тема СМЕРТИ!). И это - зачастую произносится чуть ли не с гордостью, как своеобразное достижение! * Только в последнее время стало возможным появление книг и серьезных объективных исследований, в которых подчеркивался момент сознательного или несознательного разжигания ярости советских бойцов и населения во время Великой Отечественной войны ("Убей гада!", синонимизация слов "немец" и "фашист" и др.). Хотя последнее не является специфичным для России, т.к. то же прослеживается и в других странах, пострадавших от нацистской Германии. Подведем итог. Данная статья не претендует на законченность. Это - взгляд, видение. В основе этого видения - собственный опыт деятельности психолога- консультанта, практикующего телесно-ориентированного психотерапевта, ведущего семинаров и координатора ряда международных программ в области культуры тела (не путать с физкультурой!). Данное видение позволяет в индивидуальной работе находить объяснения особенностям строения индивидуальных тел, и, соответственно, индивидуальных проблем и болезней; а в обыденной жизни находить объяснения и, как нам даже кажется, смысл зачастую совершенно бессмысленных (и даже бездумных) поступков наших государственных деятелей и политиков. И, наконец, исконно русский вопрос, без которого данная статья совершенно не смотрелась бы: "Что же делать?'' Жить! Осознавая, что происходит; в каком теле (индивидуальном ли, семейном ли или государственном) живем; какую цену за каждое действие платим; в чем смысл того, что имеем. |