ДОКТРИНА ПОСМЕРТНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ (отрывки из В.И.Эванс-Венц. «Тибетская йога и тайные доктрины». Киев, 1992.) Часть 1. Реализация Состояния Ясного Света Дхарма-Кайя (Божественного Тела Истины) во время Бардо. 1. «Свет убывает, и Грубое убывает, Мысли убывают, и Тонкое убывает. 2. После убывания - ты осваиваешься, Тогда первичный Ясный свет возникает, После чего возникают два тела как одно. При наличии изреченного и неизреченного знания, Поглощение изреченного и неизреченного Именуется достижением плода». 3. Смерть предшествует Бардо. 4. Безоблачное осеннее небо символизирует Бардо. 5. Свет, Зажигание и Достижение в момент смерти определяют пределы Бардо. 6. Узнавание Ясного Света должно быть совершено в интервале между прекращением сознания в этом мире и возникновением сознания в послесмертном состоянии, а Ясный Свет утилизирован путем применения знаний для совмещения в одно Истинное состояние ума. Примечания: 1. Свет здесь обозначает обычный свет, который исчезает из восприятия во время смерти. Грубое - есть физическое тело и его дыхание. Тонкое - это человеческое сознание, которое в случае обыкновенного человека временно прекращает функционировать (бессознательность длиться 3-4 дня сразу после прекращения дыхания). После этого он начинает чувствовать себя в Бардо как дома, пройдя во время бессознательности через состояние, предшествующее рождению в загробный мир, подобно состоянию эмбриона, рождающегося из Бардо в человеческий мир. 2. Материнский и Сыновний Ясный Свет сливаются в Один, в Божественном Теле Совершенного Облечения, Самбхога-Кайя, который символизирует их примирение. 5. Свет - сверхнормальная ясность силы визуализации, которая приходит как первый сознательный опыт послесмертного состояния. Это- знак Зажигания врожденного божественного сознания с помощью света наших духовных достижений. 5 Духовное развитие йогина должно быть так направлено избранными учениями Гуру, чтобы в момент смерти он обладал йогической силой перейти из этого мира в послесмертное состояние без перерыва в непрерывности его сознания. Это означает, что, избегнув бессознательности, испытываемой лицом, которое умирает без такой йогической Тренировки, он станет способным скомбинировать Истинное состояние ума, каким оно испытывается в Самадхи успокоения (к которому он привык, находясь еще в теле, н в котором он прочно держится при умирании), с Истинным Состоянием Ума, таким как оно также испытывается мастером йоги в состоянии peaлизации ясного света в Бардо приводит к осознанию иллюзорности обоих миров и реальности только состояния Истинного Ума, которое есть Несотворенная Нирвана. БАРДО МГНОВЕНИЙ СМЕРТИ 7. Иными словами, когда жизненная сила пяти чувств, включая зрение, погружается внутрь, сопутствующее восприятие формы и всех объективных вещей погружается внутрь. Это известно как погружение Света или восприятие вещей, видимых в свете этого мира. 8. Затем земля опускается в воду, тело теряет опору (или силу сцепления) как единство органической материи. 9. Затем вода погружается в огонь: рот и нос высыхают и запекаются. 10. Затем огонь погружается в воздух (как жизненную силу) : теплота исчезает из тела. 11. Затем воздух как жизненная сила погружается в сознание (или эфир). 12. Затем те, что со злой Кармой, испытывают острые боли (угрызения) моментов смерти. 13. А к тем, что совершили хорошие дела, приходят приветствовать Девы, Дакини и Гуру. 14. С исчезновением последнего вздоха наступает убывание Грубого. 15. Тогда во время первой части убывания продолжительности внутреннего дыхания (жизненности), т.е. между прекращением дыхания и исчезновением сознания, наступает ступень убывания восприятия. Признаки, внешне воспринимаемые умирающим, имеют сходство с сиянием луны; признаки, внутренне воспринимаемые, имеют сходство с мысленно затуманивающейся дымкой, Это есть время возникновения света (момента смерти) . 16. Эти знаки поглощаются Зажиганием, т.е. периодом длительности опытов момента смерти. Тридцать три порыва гнева прекращаются; внешний знак этого подобен сиянию солнца, внутренний знак подобен появляющимся огненным языкам. Это есть время Зажигания. 17. Время Зажигания погружается во время непосредственного достижения. Сорок порывов желания прекращаются: Внешний знак этого подобен полосе темноты, или Рахи (затмению солнца), внутренний знак подобен лампе, покрытой полупрозрачным сосудом. Эти появляющиеся видения означают ступень момента смерти, известную как непосредственное достижение. 18. Состояние Непосредственного Достижения погружается в состояние Ясного Света. Семь порывов Невежества прекращаются. Тогда наступает убывание Тонкого. Внешние знаки имеют сходство с мерцанием сумерек; внутренние знаки имеют сходство с осенним безоблачным небом. Это четвертый период Ясного Света. 19. Посвятительные опыты совпадают с процессом смерти, являясь первейшими ереживаниями в начале Бардо; те, кто практиковал избранные учения, достигнутую ступень именовали Первым Бардо (Чикай Бардо, Бардо моментов Смерти). Примечания: 7. «Свет», также «то, что видно в свете». В тибетском языке существует только одно слово для выражения этих близких, но различных концепций, вроде: а) света в. обычном смысле, б) вещей, ви-димых с помощью света, в) вещей, ментально зримых глазом ума. Этим же словом обозначается также атмосфера как проводник света. Для самого Ясного Света существует технический термин Ход-Гсал. 8-12. Имеется аналогия с учениями Индии и Древней Греции о сочетании элементов в теле. Земля изображает здесь плоть и кости, вода - кровь и другие жидкости, огонь - животное тепло, воздух - жизненные силы, а эфир - сознание. 13. Божественные или сверхчеловеческие Гуру обладают силой так направлять послесмертный прогресс ученика, которому не удалось достаточно духовно развиться, чтобы, самому управлять, — чтобы он сумел родиться, без чрезмерного промедления, в семействе, которое сумеет создать ему условия, подходящие для продол-жения его продвижения по пути с того места, где он был остановлен смертью. 14 Умирающий воспринимает внешние признаки как белое, подобное свету луны, сияние вокруг него. Некоторые европейцы, перед финальным завершением процесса смерти произносили такие экстатические восклицания: «Свет», «Много света» и др., полагая, что они взошли на Небеса. Это - не более, чем феномен психофизических изменений органа зрения в процессе умирания. Аналогично, внутренние ментальные построения есть психофизические изменения мозга. 17. Рахи (или Голова Дракона) есть мифологическое изображение луны, вызывающей затмение Солнца. 18. Мало-помалу через четыре ступени приближаются к Ясному Свету, и это делает настоящую Доктрину Бардо продолжением Доктрины Ясного Света. ЙОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО УМИРАНИЯ 20. Приемы на данной стадии: 21. Когда ты при смерти, прерви все препятствующие влечения к миру и мирским владениям вместе с ненавистью к врагам и покидаемым людям. 22. Предоставляя уму оставаться спокойным от мыслеформ во время ступеней процесса убывания, опыты умирания, возникая, естественно поглощаются в состоянии успокоения. Так возникает Сыновний Ясный Свет. 23. Тогда как вторичный результат возникает Материнский Ясный Свет, четвертый Ясный Свет. 24. Интеллектуальное узнавание этих двух аспектов Ясного Света, подобно узнаванию, происходящему при встрече со старым знакомым (т. к. смерть прежде бы-вала испытана много раз),—известно как слияние Материнского и Сыновнего Ясного Света. 25. Путем твердого пребывания в состоянии Ясного света столь долго, сколько желается, в затем подъемом из него в тело Божественных Соединенных Ясных Светов за счет троичного обратного процесса и переноса сознания через дыру Брахмы, на вершине головы, тот, кто является адептом в йоге переноса сознания, переходит в состояние Будды, полностью озаренного. Тот, кто слабее, становится Держателем Дордже в одном из десятиступных состояний (Высочайших Божественных Бодхисаттв). Примечания: 22. Как мать еще, в сущности, не мать, пока она не дала жизнь ребенку, так и Материнский Ясный Свет логически возникает после появления сыновнего. 24. Этот очень трудный йогический процесс может быть описан следующим образом. В момент, непосредственно предшествующий смерти, как объяснено в тексте, сияет белый свет, подобный свету луны, затем красный свет, подобный, солнечному, затем наступает темнота. В порядке, обратном их появлению, йогин должен ментально рассеивать одно за другим—темноту, красный свет и белый свет, соответственно они должны быть трансформированы назад с помощью сознательного усилия в каждом из испытываемых во время убывания в послесмертном панорамном обозрении процесса смерти Состояния следующие: 1) состояние четвертого Ясного Света, 2) убывание Тонкого и 3) убывание Грубого. Находясь в каждом из этих состояний, как рассмотрено в этом обратном порядке, йогин поддерживает соответствующую мысль. Так, в первом мысль должна быть — «Где Я?», во втором — «Что Я такое?» и в третьем — «Что это за состояние, в котором я нахожусь?». Тогда, овладев этим йогическим процессом, он продолжает применять йогу переноса сознания, именуемую по-тибетски Пхо-Ва. Если он адепт в Пхо-Ва, то сознание отделяется от тела через Дыру Брахмы (самс/с.—Брахмарадха), которая образует выход среднего нерва, а не через одно из девяти внешних отверстий тела, описанных к №30. Этим методом мастер йоги достигает состояния Будды. «Облако Истины» (санск.— Дхарма-Мегха) —имя, данное Десятиступенным состояниям высочайших Сангсарных небес, известных в Тибете, как «Без Низа»,—реальность, откуда нет падения. Термин «Держатель Дорджа», мистического символа Сверхнормальной силы, относится, прежде всего как здесь, к Духовному Озарению, или Божественному Вдохновению тантрической Доктрины, учащему пути к Освобождению. ЧАСТЬ II. РЕАЛИЗАЦИЯ СОСТОЯНИЯ САМБХОГА-КАЙА ВО ВРЕМЯ БАРДО. 26. «Видимым продуктом является Тело с оболочкой, подобной оболочке при физическом существовании, обладающее всеми чувственными способностями, но наделенного силой беспрепятственного движения и кармическими чудесными силами (Сиддхи) превращения форм и производства иллюзий в состоянии Бардо. Примечание: Имеется предостережение относительно применения кармических сил формирования иллюзий в Бардо, поскольку это угрожает истинному духовному прогрессу. КАРМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НЕСПОСОБНОСТИ УВИДЕТЬ ЯСНЫЙ СВЕТ 27. Из-за неспособности увидеть Ясный Свет возникают семь порывов, порожденных невежеством, результативный свет, испытывается Великая Пустота (огромность пустоты). 28. Тогда возникает сорок порывов, порожденные скупостью (или Приверженностью), возникает ступень Зажигания, испытывается сильная пустота (интенсивность пустоты). 29. Тогда возникает тридцать три импульса, порожденных ненавистью (или гневом). Ступень именуется возникновением Света, ощущается пустота. 30. Тогда сосредоточенным усилием всеобъемлющей жизненной силы сознание отделяется от старого тела через одну из девяти «дверей» и облекается в новое тело существования Примечания: 27. Свет в данном случае отличается от Ясного Света своей тусклостью, недостатком духовного озарения. 28. В случае человека, умирающего йогически нетренированным, отделение сознания обычно имеет место через одну из этих «дверей». Каждая дверь ведет к рождению в том из нечеловеческих состояний, к которому она относится, как намекает следующий §31. Например, отделение через «дверь» ушей ведет к рождению в мире гандхачвас (небесных музыкантов, подобных феям), где музыкальный звук—преобладающее качество существования. При выходе через Дыру Брахмы сознание Великого йогина покидает человеческую форму и переходит к высочайшему из раев, или достигает состояния Верховного Пробуждения. 26-30. содержится экспозиция обратного процесса, упомянутого в §25. Так, §27 относится к третьей степени Шуньята, или Пустоты—Великой Пустоты, которая испытывается первой; §28 — к Сильной Пустоте, которая соответствует второй степени, а 29 — к Пустоте и ее первой степени. Затем наступает перенос сознания. ОПИСАНИЕ ЗАГРОБНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ 31. Тело Бардо есть тело желания, обладающее всеми чувственными способностями и наделенное формой, предназначенной для того плана существования, на котором человек родится. 32. Оно не ограничено в своем передвижении, но не может войти только в матку матери. 33. Оно обладает чудесной силой переноситься по троично-пустой Вселенной с быстротой мысли. 34. Те на Бардо-плане, что находятся на одном уровне знания или духовного развития, видят друг друга. 35. Так, те, кому суждено родиться в мире Дев, видят друг друга зрением Дев. 36. Обитатели плана Бардо питаются ароматами (или сущностями материальных вещей). 37. Сияние солнца или луны не видно на плане Бардо там нет ни света, ни темноты, светом мира Бардо является Свет-тьма (или сумерки). 38. Принцип сознания находится в состоянии бессознательности (обморока) на период 3 - 5 дней (после смерти на плане земли). 39. Затем умирающий узнает, что он умер, чувствует великую печаль или сожаление, что он умер. 40. И в это время человек может познать мир, каким он является в действительности. 41. Обычно, однако, человек падает в обморок (в другое состояние осознания), раньше чем сумеет таким образом познать мир Бардо. 42. Вводящие в заблуждение идеи становятся очень сильны после этого времени (для узнавания Бардо), это время называется «Состоянием Времени», «моментом для действия», потому, что надо помнить учения относительно Бардо, которые человек получил в человеческом мире. Примечания: Рождение здесь означает переход в то состояние послесмертного существования, которое определено кармой умершего. Такое рождение может иметь место в одной из райских сутр, или в мире несчастных теней, или в состоянии чистилища. Ни одно из этих состояний не длится вечно, а затем умерший переходит в матку и возрождается на земле. Первая степень пустоты Космического Целого относится к одной системе галактик, солнц и планет, вроде той, которую астрономы могут видеть через свои телескопы вплоть до самых отдаленных звезд; вторая степень состоит из 1000, а третья—из 1000000 таких систем. Даже та, заявляют ламы, пустота частично классифицирована: существует еще три пустоты, без постижимого конца. Госпожа Рис-Дэвидс правильно возражает против перевода слова Девах как «Боги», ибо Боги большей частью непохожи на Дев, представляются обладающими, «если, быть может, не силой творения, то, наконец, просветленным влиянием, контролирующей силой, некоторым родом культа и признания, некоторой силой дарить и удерживать, помогать или вредить, награждать или наказывать». Она различает также между девами и деватами: последние являются низшими божествами простого народа, а о девах она говорит: «которые теперь и после наносят визиты на землю домой, есть ничто иное, как многие люди и джентльмены, приятные, учтивые, уважающие великих земных учителей, или убежденные ученики. Правда, они имеют своих управителей, но те тоже не бессмертны, а бывали и, возможно, снова будут натурализовавшимися иностранцами земли. Нет, буддийские девы—не боги. И единственное средство понять буддийскую доктрину — это перестать их так называть». ПОСЛЕСМЕРТНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ ОЗАРЕНИЯ 43. О продвижении по Пути Сознания умершего и о бытии в состоянии Бардо, сказано так: «После этой ступени, находясь в Бардо принятия перерождения ( Сидра-Бардо), путем принятия майи - подобной формы Соединенных Божественных Тел, человек достигает тела Совершенного Облечения (Самбхога- Кайя)». 44. Осознав свою смерть, визуализируй свое тело, как являющееся телом Божества, тогда с помощью ретроспективного наблюдательного процесса или Полным Пониманием помести себя в состояние Ясного Света. 45. Тогда с практикой Трех Светов в их обратном порядке, служащем как причал, достигается, как результат, поднятие до соединенного (Сострадание и Пустота) состояния Дордже-Чанг, с помощью которого человек достигает Совершенного Озарения. Примечания: 43. Это великое достижение подразумевает, конечно, что умерший умер йогически и что он способен употребить силу адептства в йоге и в Бардо. 44. Результатом такой йогической практики является быстрое продвижение не в послесмертном состоянии. Тогда как без руководства, приносимого с помощью такой визуализации, обитателю плана Бардо очень легко впасть в ошибку принятия теневого тела Плета и таким образом застрять на неопределенное время, особенно если он привязывается в духе заклинаний своими близкими н друзьями, находящимися на земле (см. Тибетскую Книгу Мертвых). 44. Это относится к процессу визуализации, касающемуся как внешних так и внутренних принципов личности. Как полное понимание мантры АН-НУ-ТА-РА-НИМ. ЧАСТЬ III. Реализация состояния НИРМАНА-КАЙЯ (Божественного тела Инкарнации) во время Бардо или перерождение в качестве Тулку Для обыкновенного йогина первая из этих загробных реализаций состоит в экстатическом проблеске Окончательной Истины; вторая - в ограниченном опыте Бодхисаттва Блаженства; третья - в достижении божественно наделенного (полномочиями) возрождения на земле. Божественно воплощенный, вроде Далай-Ламы, который есть Тулку Ченрези ("Смотрящий вниз в сострадании"), воплощение милосердия или сострадания, известный как «Великий Соболезнующий» - Авалокитешвара {санск.), или подобно Таши-Ламе, некоторый есть Тулку Вагдрамед («От Безграничного Света»), Будда, который озаряет или просветляет. Эзотерическая интерпретация слова Авалокитешвара (Авалоките—видимый и Шварз— Господь), т. е. Авалокитешвара есть Господь, зримый (внутри). Это чтение ближе к значению санскритского слова, чем более популярное чтение, данное выше. Авалокитешвара является в этом смысле синонимом с Христом внутри. 46. Третья часть состоит из реализации состояния Нирмана-Кайя, или принятие рождения в качестве божественной инкарнации во время Бардо. 47. Если человек не находится на Пути во время Второго Бардо (Чхонгид Бардо), слышатся четыре звука, именуемых страшно - вдохновляющими звуками: от жизненной силы элемента земли - звук, подобный крушению горы; от жизненной силы элемента воды - звук подобный, обрушившимся волнам океана; от жизненной силы элемента огня - звук горящих джунгли от жизненной силы элемента воздуха - звук. подобный тысяче громовых ударов, раздавшихся одновременно. 48.Место, в которое человек, убегая от этих звуков, попадает, есть матка. 49. Три Страшных Пропасти, которые преграждают ему дорогу есть Белая, Красная и Черная Глубокие Пропасти, упасть в одну из них— значит упасть в матку. 50. Пять сияющих путей, включая Путь Белого Сияния, - для понимания хорошо обученного. Вступить на один из них - значит войти в Сангсарическое Существование. 51. Возникают также другие феномены, вроде сферических масс ослепительного света вместе с сияющими искрами, существа морщатся от страшных ливней, приходят злые мужские и женские фигуры, чтобы угрожать, существо ведется (суд Дхарма-Кайя, после испытания зеркалом кармы), и существа помещаются в дом железа, который символизирует состояние Ада. 52. Приютиться в дупле дерева и в углублениях и расщелинах земли - значит войти в мир несчастных теней или в мир животных. 53. Погрузитсья в озеро, украшенное лебедями, - значит родиться в Восточном Континенте. 54. Погрузиться в озеро, украшенное рогатым скотом, пасущимся по его берегам, - значит родиться в Западном Континенте. 55. Погрузиться в озеро, украшенное лошадьми, па-сущимися по его берегам,— значит родиться в Северном Континенте. 56. Увидеть большие особняки, а в них - родителей в половом акте - значит родиться в Южном Континенте Джамбудвипа. 57. Увидеть небесные особняки огромных размеров и войти в один из них - признак рождения в качестве Дева. 58. Вводящие в заблуждение идеи (обусловленные кармическими наклонностями) очень влиятельны (на этой ступени), когда ищется матка; а потому этот период назван «время, когда поедатель ароматов (обитатель загробного мира) ищет матку для возрождения». Примечания: Эти феномены есть психологические результаты процесса разложения, именуемого смертью, в его воздействии на четыре более грубых элемента, из которых составлен агрегат человеческого тела. Эфирный элемент не упоминается, т. к. только в этом элементе, т. е. в эфирном, или Бардо теле, принцип сознания продолжает существовать. Любая форма Сангсары рождения рассматривается как нежелательная, особенно для того, кто вступил на Нирванический Путь. Такое рождение здесь символизируется падением в одну из Трех пропастей. Упасть в Белую Пропасть — значит родиться как Дева, в Красную — как прета, а в Черную — как обитатель Чистилища в условиях, подобных аду. В Тибетской Книге Мертвых объяснено, что эти пропасти есть злоба, похоть и глупость, три злые страсти. 50. Эти пути следующие: белый путь, ведущий в миры; путь дымчатого цвета, ведущий в адские миры чистилища; путь желтого цвета, ведущий в человеческий мир; путь красного цвета, ведущий в мир прета (или несчастных теней), и путь зеленого цвета, ведущий в мир Асуров (или Титанов). Они имеют такие экзотерические значения в отношении к пяти сияниям Мудрости (см. Тибетскую Книгу Мертвых). Хорошо обученным, т. е. адептам йоги, надо не вступать ни на один из этих путей, если они хотят избегнуть возвращения к сангсарическому существованию. 51. Здесь опять объемистый подробный комментарий имеется в Тибетской Книге Мертвых. Драхма-кайя, Царь Истины, Бог Смерти, пред которым умерший предстает для Великого Суда, оли-цетворяет совесть в ее неумолимом аспекте беспристрастия и любви к праведности; а Зеркало, на которое суд смотрит, чтобы определить приговор,—есть память, в которой живо отражаются все добрые и злые дела, содеянные в человеческом мире. Добрым уравновешивают злое на весах справедливости правосудия, и в соответствии с этим, умерший приговаривается к кармическим заслугам. Но, как поясняет Тибетская книга мертвых, вне собственных галлюцинаций в действительности не существует таких вещей, отдельно от него существующих, как Бог смерти, или божество или демон. 52. Популярная но неверная доктрина перерождения поддерживает ошибочную теорию, возникшую из Невежества и ложных аналогий о том, что человеческий принцип сознания может быть воплощен в подчеловеческих формах. При изучении Бардо Тходол, на котором основан наш текст, необходимо следовать эзотерической, а не вульгарной или экзотерической интерпретации. Г-жа Рис Дэвидс, с ее огромным знанием канона на Пали говорит: «Помимо фольклорных и болтливых комментариев, никакие реальные случаи перерождения в животных не признаются сверхнормальной прони-цательностью учителя, с которым я встречалась. Будда подтверждает в некоторых сутрах (например, Маддхума), что некоторые классы преступников постигнет такой рок, но эти сутры, насколько мне известно, не содержат другие специальные иллюстрации этого». Как мы пояснили в Тибетской Книге Мертвых, во всех таких ссылках на перерождение человека в подчеловеческих формах нет необходимости интерпретировать их буквально. Наоборот, существует много доказательств в пользу их символической интерпретации. В этом контексте также необходимо помнить, что сам Будда не принимал участия в записи учений, приписываемых ему. Через много времени после его ухода из человеческого мира они были записаны. И его совет - не принимать ничего за истину без йогической проверки - применим и сейчас. 52-56. «Восточный Континент». Более полная форма означает «Вое точный (Континент) Огромного Размера». Умершего предостереги ют не рождаться в нем; хотя он наделен блаженством и покоен но это мир, в котором религия не преобладает. «Западный Континент», человекоподобный мир к западу от горы Течи, где, говорят, находятся огромные стада прекрасного рогатого скота. Для желающего освобождения от всех сангсарических состояний это тоже нежелательное место для рождения. «Северный континент», мир к северу от горы Меру, где находятся огромные табуны прекрасных лошадей, тоже, как и все нечеловеческие состояния, нежелателен в качестве места рождения. «Южный Континент» есть наша планета Земля. ЙОГИЧЕСКОЕ ИССКУСТВО ВЫБОРА МАТКИ 59. «Отбросив всякое чувство привязанности или отвращения, Со вниманием памяти успокаивая бродячие склонности ума, Обратись к двери матки, Тогда путем совершения переноса Счастливого Знания Человек родиться в любом желаемом месте». 60. За счет знания, что все появляющиеся звуки и устрашающие формы (видимые во время Бардо принятия рождения) иллюзорны, нежелательные матки закры. ваются (для твоего вхождения) 61. Также с помощью воспоминания пустоты (в соответствии с избранными учениями, которые человек получил) и держа в уме своего человеческого Гуру и Тутелару божество (или божественного Гуру), нежелательные матки также закрываются. 62. Тогда выбор желаемой матки в семействе высокой касты. Высокого положения и владельца материальных благ, - и таким образом, получение возможности следовать религиозному пути, который задуман, и рождение в соответствии с этим замыслом называется принятие рождения в качестве божественной инкарнации. рождение в соответствии с этим замыслом называется 63. Тот, кто был хорошо тренирован в йоге, хотя и оказался неспособным реализовать Ясный Свет, станет Бодхисаттвой Братства, которое больше не воплощается на земле, путем рождения в одной из чистых Сфер вроде Сферы, наделенной Счастьем4, или Сферы Счастья Знать, или в другой подобной Чистой Сфере. Примечания: «Даже если матка кажется хорошей, не прельщайся; покажется плохой - не испытывай к ней отвращения. Быть свободным от влечения и отталкиваний, или от желания взять или избежать, чтобы войти в настроение полного беспристрастия - глубочайшее из искусств. Исключая немногих, имеющих опыт а психическом развитии, трудно избавиться от остатков болезни дурных наклонностей». Ум должен держать под строгим контролем употребление памяти, достигнутой йогической дисциплиной, чтобы через нее связать непрерывным продолжением сознания бестелесное состояние, предшествующее рождению, включая эмбрионическое состояние в матке, с последующим рождением. Таким образом, человек рождается в полном сознании процесса выбора матки и рождения через нее тем же путем, как он должен сознавать процесс смерти, сохраняя продолжение сознания от до смертного состояния к послесмертному состоянию. 4. Это высокие небеса, известные в Тибете как Девашан. Путем понимания того, что Истинная природа Сознания есть Трансцендентальная Мудрость {санск.— ПРАДЖНА), сама по себе, ИОГИН одновременно ясно осознает, что сущность ПРАНЫ выражается в сверхземной жизненности или жизненной сущности, эссенции Будды. Основываясь на этом принципе, Тибетский Тантризм предлагает два Пути или вида занятий ЙОГОЙ. Если ЙОГИН занимается «ЙОГОЙ УМА», он автоматически выполняет «ЙОГУ ЭНЕРГИИ». Если ум (сознание) дисциплинируется, преобразуется, расширяется, заостряется, просветляется, то тоже самое происходит и с жизненной энергией. Имея в виду эту могущественную задачу, цель занятий должна состоять в превращении обычного Человеческого Сознания и Энергии в Божественную Мудрость и Великую Жизнеспособность. Два метода превращения человеческой сущности в сущность трансцендентальную состоят из различных приемов или подходов или Пути и ведут к одной и той же сверхземной Цели. Изучающий не должен рассматривать Тантрическую доктрину «Единства ума и ПРАНЫ» просто как теорию или философию, поскольку она обладает большой ценностью для ЙОГИЧЕСКОЙ практики, так же как и для духовного развития. Хотя нет необходимости разъяснять все многие аспекты этой доктрины, все же один из наиболее важных из них заслуживает некоторого внимания, именно, «обоюдный характер Ума и ПРАНЫ», который означает, что определенный тип ума или умственной деятельности неизменно сопровождается ПРАНОЙ соответствующего характера - или трансцендентального, или земного. Например, конкретные настроения, когда имеет место спокойное сосредоточение на интеллектуальной проблеме, мысль и дыхание проявляют аналогичное спокойствие. Когда сосредоточение находится в состоянии глубокого мышления, как во время усилия решить неподдающуюся проблему, бессознательно дыхание задерживается. Когда человек находится в состоянии гнева, тщеславия, зависти, стыда, высокомерия, любви, вожделения и т. п., одновременно возникает «воздух», или ПРАНА, гнева, тщеславия» зависти, стыда, высокомерия, любви, вожделения и т. д.; и этот «воздух» можно тотчас же ощутить внутри себя. В глубоком САМАДХИ не подымается ни одна мысль; так что и нет никакого ощутимого дыхания. В начальный момент просветления, который является также моментом общего преобразования обычного сознания, ПРАНА также подвергается революционному преобразованию. Соответственно каждое настроение, мысль и ощущение, независимо от того, простые они, неуловимые или сложные, сопровождаются соответствующей или обоюдной ПРАНОЙ. В высших состояниях медитации циркуляция крови замедляется почти до полного прекращения, ощутимое дыхание исчезает и ЙОГИН испытывает некоторую степень озарения или «ясности» вместе с состоянием независимости мысли от ума. Тогда действительно происходит не только изменение сознания, но также и изменение в физиологическом функционировании тела. Примечания: П Р А Н А, Санскритский термин, эквивалентный Тибетскому термину РЛУН и Китайскому термину ЧИ, выражает различные значения: воздух, вздох (вдохнутый воздух), энергия, дух (ток воздуха), жизнеспособность, склонность. Экстракт атмосферного воздуха, который, когда он поглощается с помощью ЙОГИЧЕСКИХ дыхательных упражнений, таких как в ПРАНАЯМА ЙОГЕ, перезаряжает человеческое тело энергией и тем самым дарует здоровье и долголетие. Шесть тибетских йог учат, как можно использовать прану с целью преобразования САНГСАРИЧЕСКОГО или земного дыхания тела, его соков и секреций. Это физиологическое преобразование САНГСАРИЧЕСКОГО тела вызывает соответствующее изменение САНГСАРИЧЕСКОГО ума, вследствие ЙОГИЧЕСКОГО единства сознания и ПРАНЫ, высшим результатом чего является преобразование обычного телесного разума в ТРИКАЙА, или Триединое Тело Состояния Будды. Тогда как экзотерические (общедоступные) Школы Буддизма в их более поздних формах являются по большей части теоретическими и философскими, здесь особое значение, как и во всем Тантризме, придается упражнениям, Шести ЙОГ, которыми являются: 1. ЙОГА Тепла; 2. ЙОГА Ясного Света; 3. ЙОГА Состояния Сна; 4. ЙОГА Иллюзорного Тела; 5. ЙОГА Состояния Бардо; 6. ЙОГА Перенесения Сознания. В йоге Тепла изучающий уделяет особое внимание развитию состояния ДХАРМА КАЙА. Йога Иллюзорного Тела проявляется в реализации САМБХОГА КАЙА. Йога Ясного Света ведет к реализации Состояния Трансцендентальной Мудрости и служит также в качестве упражнения, дополнительного к занятиям МАХА-МУДРОЙ. ЙОГА БАРДО дает совершенное овладение послесмертным состоянием. ЙОГА Преобразования или Перенесения Сознания дает совершенное владение энергией сознания, так что удачливый практикующий, подготовив прямой путь и самые подходящие условия для ухода энергии сознания из человеческого тела, может по желанию умереть спокойно и радостно. |