Путь к себе и психология тела. В.Шигорин
"Жизнь тела – жизнь ощущений и эмоций. Тело чувствует истинный голод, истинную жажду, истинную радость на солнце или в снегу, истинное наслаждение от запаха роз или взгляда на сиреневый куст; истинный гнев, истинную печаль, истинную нежность, истинную теплоту, истинную страсть, истинную ненависть, истинное горе. Все эмоции принадлежат телу, ум их только признает".
Д.Лоуренс
Однажды на занятиях Тай Цзи Цюань я заметил, как одна из моих учениц в те моменты, когда упражнения достигали фазы наибольшего энергонасыщения, останавливалась, отходила в сторону и садилась на стул. На мой вопрос о том, что с ней происходит, она отвечала, что боится упасть в обморок. На улице тогда стояли жаркие летние дни, и я подумал, что, возможно, это связано с духотой и ее усталостью. Но на следующих занятиях ничего не изменилось, и я стал подозревать о более серьезных причинах такой реакции.
Она первая подошла ко мне и спросила, почему так происходит, и что можно с этим сделать. Тогда я рассказал ей, что помимо Тай Цзи Цюань я еще занимаюсь телесно-ориентированной психотерапией, и что с ее помощью можно понять причину такой реакции. И в том случае, если причина окажется психологической, а я почему-то именно так и предполагал, можно будет ее устранить и освободиться от такого способа реагирования. Словосочетание "телесно-ориентированная психотерапия" вызвало у нее недоумение. И это не странно. Во-первых, само слово "тело" часто у многих вызывает некоторое смущение, что уже говорит о том, что с телом у нас не все в порядке. Во-вторых, слово "психотерапия" в нашей стране настолько дискредитировало себя, что многими воспринимается как нечто, предназначенное исключительно для психически сильно больных людей, в то время как в большинстве цивилизованных стран практически каждый более-менее состоятельный человек имеет своего психотерапевта или психоаналитика.
Мне пришлось объяснить ей, что все психологические проблемы напрямую связаны с функционированием тела; и если мы в своей жизни переживали ситуации, связанные с душевной болью, и эти ситуации не были конструктивно разрешены (а в большинстве случаев это, к сожалению, так), то наше тело до сих пор хранит в себе память об этих ситуациях. И это не может не сказаться на его функционировании. А телесно-ориентированная психотерапия помогает через работу с телом окончательно разобраться в тех событиях, воспоминания о которых до сих пор болезненны, и, наконец прийти к конструктивному разрешению этих проблем, в том числе и на энергетическом уровне.
Не знаю, поняла ли она что-то, из моего объяснения, но попробовать она согласилась.
На первой встрече я более подробно рассказал о том, как психологические проблемы отражаются на теле, как с этим можно работать, и причем здесь вообще тело. Уже во время этого рассказа она периодически говорила о том, что все это чувствует и теперь понимает, почему это так. Надо отдать ей должное – такие клиенты встречаются редко. Моя работа здесь заключалась в минимальном создании условий для продуктивных изменений, и она тут же этим пользовалась. В процессе нашей работы она рассказала мне ряд случаев, когда она испытывала подобное предобморочное состояние, и все эти случаи имели нечто объединяющее. Мне уже стало ясно, про что идет речь, и я попросил ее вспомнить ситуацию, когда это произошло впервые. Обычно, если ситуация была очень болезненна, она вытесняется из сознания, и люди вспоминают о ней только в процессе иногда длительной работы. Но ей не потребовалось много времени, и она почти сразу рассказала мне ситуацию из детства, связанную с родителями.
Терапевтическая этика не дает мне права раскрывать подробности этой ситуации. Могу только описать сформировавшийся в последствии механизм реакций. В ситуации, когда собственные чувства, идущие от своего истинного Я, требовали естественного проявления, была нанесена травма, в результате чего их проявление стало связано с сильным страхом. Таким образом, образовался внутренний энергетический конфликт: с одной стороны - поток энергии чувств собственной правоты, направленный вовне, с другой стороны - невозможность выразить эти чувства из-за сильного страха. А если вспомнить при этом еще о внешней стрессовой ситуации, в которой оказалась маленькая девочка, становится понятно, что для нее было слишком сложно и больно переживать это, и ее организм в качестве защиты от такой ситуации среагировал обмороком.
В той ситуации такая реакция помогла ей выжить и не сойти с ума, но впоследствии она получила подкрепление и сформировалась в механизм, который начинал работать каждый раз, когда требовалось выражение собственного Я. В ситуациях, когда было важно отстоять свое мнение, она все время испытывала предобморочное состояние. Представьте, как трудно такому человеку отстоять свое право на что-то. На занятиях Тай Цзи Цюань мы учимся проявлять энергию Сущности через тело, то есть опять же проявлять свое истинное Я, и ее реакция в моменты выполнения энергетизирующих упражнений теперь была ясна.
Само по себе понимание этого механизма уже дало многое, но понимание – это только пол дела. Важно реорганизовать этот до сих пор работающий энергетический механизм. Для этого необходимо еще раз пережить эту ситуацию, но уже в конструктивном плане. Она в тот момент нуждалась в поддержке, которую никто не мог ей дать. И поэтому страх был настолько не преодолим, что парализовал ее волю. Помимо поддержки важно дать выразить все те чувства, которые накопились за все это время. А за это время было достаточно ситуаций, когда чувства вскипали, но привычным образом подавлялись. И теперь все это необходимо отреагировать в безопасной форме, что позволяют сделать приемы телесно-ориентированной психотерапии.
Но и это еще не все. После того, как она, благодаря моей поддержке, смогла преодолеть свой страх и отреагировать все накопившиеся по этому поводу чувства, важно было найти более конструктивный способ поведения в подобных ситуациях.
На занятиях Тай Цзи Цюань мои ученики часто наталкиваются на какие-то свои проблемы, мешающие занятиям. Я привел только один случай. В реальности же почти каждый человек имеет подобные описанному энергетические механизмы, мешающие ему жить свободно и счастливо, только проявляется это в разных формах и в разной степени. Кому-то трудно скоординировать вдох с прогибом в пояснице, для кого-то невозможно издать глубокий стон во время расслабления, у кого-то движения ног не связываются с движением руками, а кто-то просто постоянно выполняет упражнения с повисшей головой. И, как правило, на все это есть психологическая причина. И, я думаю, что в любой группе, чем бы вы не занимались (даже на курсах английского языка), если быть внимательным, можно заметить за собой много моментов, в которые мы не получаем удовольствие, которое, возможно, в те же моменты получают другие. Если вы попробуете обращать на это внимание, – это окажется не самым легким занятием. Во-первых, потому, что мы не привыкли наблюдать за своими реакциями. Во-вторых, у всех у нас достаточно навыков бегства от неразрешенных проблем, и очень мало у кого есть навыки конструктивного разрешения ситуаций.
И это не странно. Ведь даже наша традиционная медицина построена таким образом, что ответственность за выздоровление полностью возлагается на врача и на препараты. Мы идем к врачу, чтобы он вылечил нас. А если мы попробуем в чем-то не согласиться с ним, часто можно услышать ответ: "Кто здесь врач – я или ты?" Все это учит нас перекладывать ответственность за себя на кого-то, – а это, согласитесь, позиция далеко не взрослого человека. Это расслабляет и создает иллюзию, что есть где-то кто-то или что-то, что может избавить нас от проблем. Где уж тут появиться конструктивному навыку? Все, что мы делаем, можно назвать средствами только временного облегчения. По настоящему проблема не найдет своего разрешения до тех пор, пока мы не возьмем на себя ответственность за нее. Наше тело – это очень мудрый инструмент, который постоянно обращается к нам. И его язык очень правдив: тело никогда не врет. Когда у нас что-то начинает болеть – это сигнал тела, обращенный к нам, который взывает: – Посмотри, что происходит! Тело сообщает нам об энергетическом конфликте, который уже невозможно терпеть. Но мы растворяем в стакане шипучий Эффералган УПСА или какое-нибудь еще болеутоляющее средство и, выпивая это, мы даем своему телу ответ: – Заткнись, не хочу тебя слышать. А следующий возглас тела будет уже сильнее. И к старости наше тело похоже на ходячий контейнер неразрешенных конфликтов и не отреагированных чувств, что и проявляется в хронических заболеваниях, которые продолжают лечить все теми же методами.
Каждая физическая болезнь имеет свое послание и важно разобраться в том, почему я заболел или зачем я заболел. И отговорки типа: "Да просто грипп подцепил",– здесь не пройдут. Когда вы поймете это послание, выздоровление начнется тут же. В корне большинства физических проблем лежит психологическая подоплека, т. е. чувства. И если мы поймем, какие чувства скрываются в теле и дают о себе знать через болезнь или боль, то сможем освободиться от той ловушки, в которой многие из нас сидят.
В ловушку мы попадаем тогда, когда делаем нечто, руководствуясь нежеланием соприкоснуться с собственной болью. Но боль от этого не становится меньше, т. к. ситуация не получает разрешения, а нежелание соприкоснуться с собой порождает различные способы бегства от этого прикосновения.
Один из очень распространенных способов бегства от себя – это бегство в духовность. Не решив социальных проблем, люди начинают медитировать на высокие чакры, открывать третий глаз, поднимать кундалини, стричься в монахи и т. д. И многие не понимают, что это всего лишь еще один способ защиты от собственных чувств – бегство в духовность из-за страха соприкоснуться с реальностью. Когда я попадаю во всяческие эзотерические тусовки, иногда создается впечатление, что кругом нет ни одного человека, действительно глубоко понимающего то, о чем здесь говорят. А говорят в основном о каких-то высоких материях, о просветлении, о философских доктринах, но, взглянув на походку, на манеру поведения, на мимику лица за частую ловишь себя на мысли, что этим людям нужно совсем другое.
Я тоже побывал в этой ловушке, и это меня многому научило. И самое ценное в этом было то, что, выкарабкавшись оттуда, я стал жить по принципу реальности, т.к. реальное восприятие мира связано с удовольствием. Для меня имеет смысл делать лишь то, что приносит истинное удовольствие, а истинное удовольствие я получаю тогда, когда делаю то, что мне действительно хочется. А вот для того, чтобы понять – чего же действительно хочется иногда приходится затратить не мало усилий.
Я бы хотел, чтобы меня понимали правильно. Я не подразумеваю под удовольствием кайф, подобный наркотическому опьянению. Истинное удовольствие связано с реальностью, и истинное удовольствие всегда ведет к еще большему удовольствию. И оно связано с истинным удовлетворением потребностей: вначале – физических, эмоциональных и интеллектуальных, и только потом – духовных.
Мне нравится путь познания себя через тело, т. к. на мой взгляд, это наиболее здоровый способ познания себя. Ведь все наши чувства и эмоции живут в теле. И проявляем мы себя в этом мире именно через тело. Если в своем росте мы ориентируемся на тело, мы застрахованы от многих ловушек, т. к. тело не даст нам соврать себе самому. Величайшая мудрость нашего тела состоит в его стремлении к естественности. Естественность для него – это удовольствие от существования. Способность же получать удовольствие – критерий здоровья.
Жизнью человека обычно руководят удовольствие и страх. Ловушка заключается в том, что нами в большей мере начинает руководить страх – страх испытать чувство, страх потерять контроль, страх испытать боль, страх заболеть, страх умереть. И избавиться от него можно, только соприкоснувшись с ним. А этот страх не лежит на поверхности, он находится в глубинах подсознания и оттуда руководит нами. Для того чтобы с ним соприкоснуться, иногда нужны годы, а иногда просто побольше мужества, чтобы признаться себе в чем-то. И когда это, наконец, случается, мы понимаем, что разбираться в себе это истинное удовольствие, т. к. желание понять себя есть истинное желание каждого.
Однако сделать это самому очень трудно, почти не возможно. Это очень трудно даже в том случае если уже есть опыт конструктивной работы с собой. Я придерживаюсь того мнения, что если мы не в одиночку заработали проблему, то и решать ее лучше вместе с кем-то, кто действительно может помочь. Многие мне говорят: – Я сам во всем разберусь и никакой психотерапевт мне не нужен. В ответ могу только еще раз повторить, что решить все проблемы в одиночестве практически невозможно.
Именно поэтому существует столько методов групповой и индивидуальной психотерапии и психотехники, позволяющие создать условия для продуктивной, приносящей удовольствие работы с собой и личностного роста каждого. И именно по этому мы открыли Программу "Движение". Мы – это ряд специалистов, объединенных одним желанием – получать удовольствие от настоящей профессиональной работы, приносящей людям истинную радость. В нашей Программе представлен ряд различных методов, о которых я хотел бы немного рассказать. Некоторые названия вы возможно уже слышали, а названия многих скорее всего для вас прозвучат впервые.
Например "Биосинтез". Описывая в начале случай работы с клиенткой, которая ходила на занятия Тай Цзи Цюань, я как раз описывал, то, как работает Биосинтез и его основные принципы, которые в основном являются принципами всей телесно-ориентированной психотерапии. Специфика Биосинтеза заключается в том, что здесь очень много внимания уделяется уважительному отношению к проблемам клиента. Если терапевт просит клиента что-то сделать, а тот не может – это говорит о том, что клиент еще не готов, и ни кто не будет ему говорить: – Ты должен. Также отличительная черта Биосинтеза – это глубинная проработка терапевта; терапевт должен постоянно очень тонко чувствовать, что происходит с клиентом, – а это залог продуктивной работы.
Еще один метод, который мало распространен у нас в стране, это "Биоэнергетический анализ Александра Лоуэна". Уникальность этого метода состоит в том, что, научившись выполнять биоэнергетические упражнения и пройдя курс терапии можно работать с собой самостоятельно. Аналогов такого выполнения упражнений вы не найдете ни в йоге, ни в даосских системах. А смысл этих упражнений (их называют сильными позами) заключается в том, что, выполняя их правильно, биологическая энергия зажатых в теле чувств, сама начинает пробиваться наружу, находить свою реализацию и осознание. Но для того, чтобы это действительно получилось важно правильно этому научиться.
Метод танцевально-двигательной терапии не нуждается в особом описании. Уже из названия видно, что инструментом здесь является танец. И танцем здесь называется любое естественное движение тела или естественная позиция. Настоящий танец – это язык, передающий чувства, то, как мы с ними обращаемся, и как мы обращаемся с чувствами окружающих. Исследование языка движений открывает новое многообразие физической, эмоциональной и духовной жизни. Это древнейший метод соприкосновения с собственным подсознанием, требующий полного проживания, а не только интеллектуального знания.
Один восточный поэт сказал: "Смерть нас рождает, а жизнь – убивает". Возможно, многие из вас слышали о "Танатотерапии" – методе, который разработал Владимир Баскаков. Танатотерапия, или исцеление смертью, это способ терапевтического использования "целительных свойств смерти". Специфические и безопасные приемы, точно моделирующие ситуацию смерти, позволяют испытать глубинные состояния, в результате которых переоцениваются многие вещи и многие проблемы находят свое разрешение. Любой страх, в конечном счете, это страх умереть, и Танатотерапия – это один из безопасных способов работы с собственными страхами. При этом используются только телесно-ориентираванные техники, и в этом состоит уникальность данного метода.
Восточные единоборства всегда пользовались у нас в стране популярностью и практически все имеют представление о тех или иных направлениях, видах или стилях. Часто люди, достаточно серьезно занимающиеся этим и достигающие больших успехов, наталкиваются на какой-то внутренний барьер. Как правило, не верно трактуя то, что с ними происходит и из-за невозможности что-то с этим сделать, они часто бросают эти занятия. И истинной причиной этого, как правило, является внутренняя проблема, дающая о себе знать тем сильней, чем профессиональней мы становимся в овладении своим телом. Восточные единоборства, к сожалению, утеряли свой психологический аспект, и современная телесно-ориентированная психотерапия позволяет вернуть и воссоздать этот очень важный и необходимый для серьезных занятий элемент. В Программе "Движение" мы разработали ряд методов преподавания некоторых видов восточных единоборств с учетом психологического аспекта, в то же время, не забывая про другие аспекты. Это "Тай Цзи Цюань с элементами body work (работа с телом)" и "Восточные единоборства на все случаи жизни" (карате-до шо то кан с элементами психологического тренинга). Занятия проводят опытные тренеры по восточным единоборствам, которые в то же время являются профессиональными психологами и психотерапевтами.
Я вкратце описал только ряд методов, используя которые каждый может продуктивно работать с собой. Помимо того, что это безусловно, очень полезно и нужно практически всем, это еще и очень интересно. Часто занятия проходят в форме тренинговых игр, благодаря которым можно многое узнать о себе и в последствии изменить.
Существует очень много прекрасных методов и способов, чтобы сделать свою жизнь более здоровой и счастливой, но воспользоваться этой возможностью или нет, – это ответственность каждого человека перед самим собой.
Виктор Шигорин, психолог, Директор программы "Движение"
Наш адрес: 123242, Москва, Волков пер. 5 - 21. Программа "Движение" фонда "Технологии и образование". Тел. 145-28-05, 473-81-82. E-mail: iradmt@aha.ru