Александр Гиршон ТАНЕЦ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ
Современные исследования сознания, а в особенности глубинных уровней сознания, принесли немало открытой в область практическом психологии, психотерапии и практики личностного развития. Строго говоря, это не столько новое, сколько хорошо переосмысленное старое. Это переосмысление касается и языка, на котором обсуждается опыт и модели, и контекста применения психотехник и методологии работы с клиентами и группами. Стоит отметить, по крайней мере, две теоретических модели - кластерную теорию М.Щербакова и эволюционно-ориентированною модель С.Всехсвятского, внутри когорых определяется слой универсальных модальностей и слой архетипических качеств, являющиеся предметом настоящей статьи.
Внутри новой, холистической парадигмы обретение целостности означает также "собирание", воссоединение не только личной истории, но и эволюции, эволюции живого, эволюции Вселенной, эволюции сознания. История человечества сохранила много метафор развития и единства, метафор взаимосвязи человека с окружающим его миром. Одной из наиболее известных и продуктивных метафор являегся система четырех стихий. Наверное, модель четырех стихий является одной из первых "точек равновесия" между двумя противоположными тенденциями развития сознания - тенденцией к фрагментации н тенденцией к интеграции. Внутри этой модели восприятия мир уже "обретает лик", точнее 4 лица, не являясь более недифференцированным "нечто", единым, всеохватывающим потоком жизни. И вместе с тем, мир остается "живым" и одухотворенным, сохраняется нуминозное присутствие Духа в многообразных проявлениях жизни.
Подобное мировосприятие характерно для ранних мифологических систем и только в последние десятилетия западная наука сошла с позиций интеллектуального высокомерия по отношению к этому этапу своего развития, западный человек признался в своей "зачарованности" и тоске по миру единства. Это одна из причин появления многообразных психотехник, использующих метафоры и методы из арсенала шаманизма, магии и мифопоэтического видения мира. Как н в любом течении здесь присутствуют свои "зерна и плевела". Работа с глубинными уровнями психики требует удивительного баланса между точностью и экстатичностью, безопасностью и бесстрашием внутреннего исследования ц связи с "энергетической заряженностью" этих уровней. Эти уровни играют роль фундамента, "краеугольных камней" психики, что, с одной стороны, выражается в эффективности этой работы, а, с другой стороны, говорит о последствиях ошибок.
Существует достаточно большое количество систем, использующих метафору четырех стихий. Достаточно отметить, астрологическую систему 4 стихий, систему "духовного очищения" Леонарда Орра. Но пока еще нет достаточного осмысления и методических разработок, касающихся этого слоя сознания, внутри психологии и психотерапии.
Предлагаемая техника работы со стихиями решена в жанре "динамической визуализации" или "визуализации в движении". Трехлетний опыт применения подобных психотехник (в основном, шаманских) показал их доступность, эффективность и особую яркость внутуенних процессов, особенно при сочетании с осознанным связным дыханием.
Динамические визуализации соединяют достоинсгва направленных визуализаций и двигательных психотехник. На уровне восприятия это сочетание обеспечивает большую доступность благодаря полимодальности воздействия (охватываются три репрезентативные системы). На уровне закрепления также работают два вида памяти - визуальная н моторная.
Холистический подход требует холистических, целостных, технологий, охватывающих различные уровни человеческого существования.
"ТАНЕЦ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ" - это пять процессов, каждый из которых состоит из последовательности четырех техник (пятый процесс проходит по особой схеме, оговариваемой отдельно). Каждый из 4 процессов посвящается одной из стихий и является "путешествием" в мир этой стихии; пятый процесс - интегрирующий - собственно "Танец Четырех Стихий" в их единстве и взаимопереходе. Последовательность техник внутри четырех первых процессов: Телесный ключ доступа - Образное пространство - Проживание качеств - Получение дара и имени
Процесс начинается с принятия удобного положения. Участники закрывают глаза и берут связное дыхание. Предлагается сосредоточится на одном из телесных ключей доступа (1)- телесном качестве, символически репрезентирующем одну из стихий.
Для стихии земли таким ключом доступа является ощущение всего тела, тела как такового с его весом, плотностью, формой. Для стихии воздуха ключ доступа - дыхание, поток воздуха, проходящий сквозь тело. Для стихии воды - гечение крови и других жидкостей внугри тела (чувствуемых или представляемых), а также текучесть тонких ощущений тела. Для стихни огня ключом доступа являются внутренние ритмы - ритм сердца, пульсация крови. Каждый нэ этих ключей доступа становится одновременно отправной точкой и гидом в этих внутренних путешествиях.
Следующий шаг - виэуализация образного пространства (2) одной из стихий н проживание его в движении и танце, отождествление с различными элементами этих стихий в танце.
Например, "Начните это путешествие в многообразный мир стихии земли. Земля, почва под ногами, какой разной она может быть... Неподвижный камень и сыпучим песок, плодородные почвы и могучие горы. Мир Земли... Почувствуйте себя разными проявлениями земли. Земля постоянно рождает новые и новые формы. Из земли растет трава. Цветы н травы, кусты и деревья - все растет из земли. Почувствуйте жизнь этих проявлений земли, протанцуйте их танец всем тел ом, всем своим существом. Земля дает жизнь всему живому. Все, что растет и движется, является частью стихии земли. Жуки и гусеницы, муравьи и змеи, ящерицы... Бесконечные проявления земли... Почувствуйте их, проживите их танец, дайте им свое чело! Все животные - это воплощения земли. У каждого свой танец, свои движения. Проживите их. эти разные танцы. Побудьте разными животными: оленем и черепахой, волком и буйволом, обезьяной н медведем ... многими, многими животными... На земле всем есть место, есть место для всех танцев. Земля рождает н питает все формы. Танцуйте танцы Земли!"
Визуализации остальных стихий строятся подобным образом (см. Таблицу). Уровень детализации визуализаций зависит от образовательных, национальных и др. особенностей группы и стиля ведущего. Важно, чтобы образное пространство было достаточно "широким'', и тем самым позволило включиться в процесс всем участникам. Уже внутри первой стадии закладывается переход к следующей - переход к архетипическим качествам стихии.
Архетипическне качества в равной степени представлены в мире природы, мире социума и мире личности. Это те "подводные течения", что позволяют воспринимать мир единым, живым и одухотворенным. Участникам предлагается прожить эти качества в танце (3), как качества движения, полностью прочувствовать их через танец. Важно предложить достаточно большой и неоднозначный (амбивалентный) набор качеств.
Следующий шаг в этом путешествии - поиск дара, дара этой стихии. Участникам предлагается почувствовать "зов" стихии и найти этот дар, выраженный образом или качеством. После получения дара участникам предлагается найти, почувствовать и принять имя, которое дает им эта стихия. Получение даров и имен (4) от различных сил достаточно распространено в магических и духовных традициях. Это ритуал, закрепляющий связь человека с конкретной силой (стихией) и утверждающий изменение этих отношений.
Можно, при большом количестве участников ограничится только поисками дара, но наличие двух, пересекающихся, но неконгруэнтных процессов, по моему опыту, позволяет приблизится к более адекватному, голографичному восприятию стихии. Одновременное принятие дара и имени кажется не-логичным, но именно за пределы логики и нужно выйти для подлинного приближения к глубинным слоям сознания.
Процесс заканчивается ритуальным называнием даров и имен в круге. Например, "Мой дар земли - Надежность, мое имя земли - цветок"; или "Мой дар воды - текучесть, мое имя воды - Анабис".
В этом ритуале называния даров и имен очень часто видно, что люди действительно прикасаются к каким-то глубоким слоям психики: особые "другие" голоса, особая атмосфера глубины и сосредоточенности, каждое произнесенное слово значимо и неожиданно. Эти процессы проходят при минимальной освещенности, с закрытыми глазами или в повязках, под музыку, соответствующую характеру стихии (см. Таблицу). Важен постепенный и мягкий выход из процесса. 5-10 минут проведенных в молчании, наедине с самим собой. Самоотчет лучше проводить в письменной форме.
Последний, завершающий процесс - повторение и объединение всех качеств всех четырех стихий, проход на более глубокий уровень - в точку, откуда рождаются все стихии. В этом процессе ключами доступа "дары" и "имена", полученные в предыдущих танцах, а также зоны пространства кинесферы. На уровне визуализации образы - это краткое "вспоминанне" (recollection) предыдущих путешествий и протанцовывание их и образов перехода между стихиями. Например, воздух/вода - дождь, земля/вода - туман, пар, земля/огонь - вулкан. В тексте визуализации важно сделать акцент на взаимопроникновении, взаимоперетекании всех стихий.
Завершение опыта - собирание опыта и качеств в тело, в различные зоны пространства тела и нахождение точки обьединения всех стихии. Если пользоваться традиционной картографией, то эона Земли находится внизу (ноги, таз, живог, зона воздуха - вверху (голова, руки), вода и огонь - соответственно левая и правая половины тела. Точка их соединения - область солнечного сплетения.
Завершающий танец рождается из импульсов, идущих из этой точки. По контексту - это танец Воли, рождающей мир, мир стихий, Мнр но всех его многообразных проявлениях.
"Танец Четырех Стихий" дает непосредственный опыт целостною восприятия н проживания (в танце) реальности. Диагностика, визуализация, игра в шаманское путешествие и ритуал - это технологическое разнообразие отражает многообразие мира четырех стихий.
стихии | земля | воздух | вода | огонь |
телесные ключи доступа | тело как таковое, вес | дыхание | течение крови, потоки ощущений | внутренние ритмы, пульсации |
качества | камни, почва, песок, трава, деревья, животные, насекомые и т.д. | дыхание, ветер, вихрь, облака, птицы, бабочки и т.д. | ручей, река, море, подземные воды, дождь, глубины океана, рыбы | огонек, свеча, костер, пожар, солнце, угли, вулкан |
кластеры образов | всеприятие, всепоглощение, бесконечное многообразие, равенство, поддержка, опора, мягкость и незыблемость, надежность | легкость, всеприятие как пропускание сквозь, прозрачность, проникновенность, забвение | текучесть, отдавание как растворение, гибкость, неуничтожимость, чувственность | изменчивость и постоянство, отдавание как одержимость, страсть, ненасытность, энергия |
музыка, исп. автором | Santiprem "Music for lovers" | Kate st.John & R.Eno "The familiar" | Anugama "Environment 2" | S. Fitzgerald "Thunderdrums" |