В.А. Елисеев ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ВОЗЗРЕНИЯХ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ

(Активность и жизненная позиция личности. М.: Ин-т психологогии АН СССР, 1988. С. 198-200.)

В китайской традиционной медицине постулируется существование некоего феномена, именуемого "жизненной энергией" или Ци. Эта энергия Ци в обычном состоянии суть "энергия" внимательности, сосредоточенности, осознавания. Иначе говоря, можно предположить, что, когда мы осознаем некую область своего тела, мы прикладываем к ней особую "энергию" Ци - "энергию" нашего сознания. То, что Ци можно понимать и как простое осознавание, подтверждается практикой использования понятия Ци не только в китайской медицине, но и в традиционных, чисто китайских, видах спорта, а именно, в гимнастике "ушу".

Энергия Ци предстает в двух ипостасях - сначала как осознавание, а затем как тепло, горячий комок, который можно перемещать усилием воли или который самопроизвольно перемещается по определенным траекториям внутри тела. Ощущение "возникновения Ци" тесно связано с определенными путями возможных перемещений "горячего комка Ци", по которым он движется сначала усилие» воли а затем после "очищения" каналов - самопроизвольно. Эти пути перемещения субъективного ощущение разогревания и есть те линии, которые отражены в структуре меридианов. Кроме того, местоположение меридианов определяется и локализацией болевых ощущений которые с точки зрения традиционной медицины, есть проявления "застоя Ци", т.е. непроходимости меридиана.

Таким образом, эта система меридианов действительно возникла на основе субъективных ощущений и, возможно, носит только субъективный, но закономерный характер. Если система меридианов так и не получит каких-либо четких и однозначных анатомо-физиологических коррелятов, то ее можно будет справедливо назвать "психической анатомией" человека или, если угодно, "психическим телом". Система меридианов может быть классифицирована как некое звено, соединяющее психическое и соматическое, как некое образование, субъективное по природе, но спроецированное на тело и организующее его процессы жизнедеятельности. Ее можно также представить как отдельное, специфическое целое, синтезировавшее в себе психику и соматику и не сводимое к ним. Во всяком случае, приведенные выше факты открывают новое, особое поле для исследования соотношений психического и соматического.

"Только при опускании дракона (ян-ци) возможно обладание Инь и Инь-Ян". "Тигриный источник содержит тигра. Овладев содержимым тигриной пещеры, станешь совершенным человеком, подчинившем себе Инь и Ян".
Дракон и Феникс играют жемчужиной

(игра Инь-Ян).

библио семинары


Hosted by uCoz