ОШИБКИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ
В любом сложном процессе отклонения используются для корректировки; так же и в совершенствовании человека ошибки и отклонения должны быть не подавляемы и вытесняемы или преодолеваемы каким-либо силовым образом, а использованы для направления совершенствования.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИЖЕНИЙ -ЛУЧШИЙ СПОСОБ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Замечено, что любой из четырех компонентов "бодрствующего" состояния влияет на все остальные. Выбор движения как основного средства самосовершенствования имеет следующие основания:
1) Нервная система занята преимущественно движением
Движение занимает нервную систему более, чем что-либо другое, потому что мы не можем ощущать, чувствовать или мыслить без разнообразных и сложных последовательностей движений, управляемых мозгом, направленных на поддержание тела в поле тяготения; в те же время мы должны знать, где мы находимся и в каком положении. Чтобы знать свое положение в поле тяготения по отношению к другим телам или чтобы изменить положение, мы используем ощущения, чувства и силу нашего мышления. Полная вовлеченность всей нашей системы в бодрствующем состоянии — часть любого метода самосовершенствования, даже тех, которые, предположительно имеют дело только с одним из четырех компонентов.
2) Качество движения легче различимо
Наше представление об организации тела в поле тяготения яснее и определеннее, чем относительно других компонентов. О движении мы знаем больше, чем о гневе, любви, ревности или даже о мысли. Относительно легче научиться определять качество движения, чем качестве других факторов.
3) Опыт движения более богат
Все мы обладаем большим опытом движений и боль шей способностью к движению, чем к чувствованию или мышлению. Многие люди не отличают повышенную возбудимость от чувствительности, считают развитую чувствительность слабостью, подавляют беспокоящие их чувства и избегают ситуаций, в которых они могут возникнуть. Мышление также многие люди ограничивают Свободомыслие считается опасным для принятых норм поведения не только в религии, но также в областях этики, экономики, морали, секса, искусств, политики и даже науки.
4) Способность к движению существенна для самооценки
Физическое строение и способность к движению, по-видимому, более важны для образа себя, чем что бы то ни было еще. Достаточно понаблюдать ребенка, заметившего какой-то недостаток внешности, отличающий его от других детей, чтобы убедиться, что это существенно влияет на поведение. Если, например, его позвоночник не развился нормально, ребенок будет испытывать трудности в движениях, требующих точного чувства равновесия, и ему придется применять постоянные сознательны усилия для того, что другие дети делают совершенно естественно. Такой ребенок будет развиваться иначе, чем другие: ему приходится заранее думать и готовить себя, он не может опираться на спонтанные реакции. Эти трудности подрывают его уверенность в себе и мешают ему развиваться в направлении его естественных склонностей.
5) Всякая мышечная деятельность — это движение
Любое действие начинается с мышечной деятельности. Смотрение, говорение, даже слушание требуют мышечных действий (при слушании мышцы регулирую натяжение барабанной перепонки в соответствии с громкостью воспринимаемых звуков). В каждом движении учитывается не только координация, пространственная и временная точность, но и интенсивность. Длительная релаксация мышц делает движение медленным и слабым, длительное перенапряжение создает порывистые и угловатые движения; и то другое проявляет состояние психики и связано с мотивом действия. Так, у невротиков и у людей с нестабильным образом себя можно обнаружить нарушена мышечного тонуса, соответствующие типам заболеваний. В то же самое время такие аспекты действия, как ритм координация в пространстве и времени могут оставаться удовлетворительными. Даже неопытный человек может наблюдая прохожих на улице, различать нарушения регуляции интенсивности движений и выражении лица.
6) Движения отражают состояние нервной системы
Мускулы работают в результате непрерывных поток импульсов в нервной системе; поэтому мышечные паттерны вертикального положения, выражения лица, голоса и т.п. отражают состояние нервной системы. Ни поза, ни выражение лица, ни интонации голоса не могут быть изменены без изменения в нервной системе, которая мобилизует и порождает внешние в видимые изменения.
Таким образом, говоря о мышечных движениях, мы можем иметь в виду в действительности импульсы нервной системы, которая активирует мышцы; сами мышцы не могут действовать без управляющих ими импульсов. Хотя сердечная мышца младенца в утробе начинает сокращаться раньше, чем появляются контролирующие ее позже нервы, она работает не так, как позже, когда нервная система регулирует ее действие. Из этого мы можем вывести заключение, которое может поначалу показаться парадоксальным: улучшение действий и движений может проявиться лишь после того, как имеется улучшение функционирования мозга и нервной системы; совершенствование действий тела отражает изменение в работе центральной нервной системы. Сами по себе эти измене-ния невидимы, видимо лишь их внешнее выражение.
7) Движение — основа сознавания
Большая часть того, что происходит внутри нас, скрыто от нас или неясно, пока не достигает мышц. Мы знаем, что происходит внутри нас, если мышцы лица, сердца или дыхательного аппарата организуются в паттерны, известные как страх, возбуждение, смех или какое-либо знакомое чувство. Хотя нужен очень небольшой промежуток времени, чтобы организовать мышечное выражение внут-ренней реакции или чувства; все мы знаем, что можно удержать смех, прежде чем он будет заметен другим, и так же можно сдержать выражение страха и других чувств.
Мы не сознаем, что происходит в нашей центральной нервной системе, пока не сознаем перемен в позе, положении равновесия и пр., поскольку эти изменения легче почувствовать, чем изменения, происходящие в самих мышцах. Мы можем задержать полное мышечное выражение, поскольку процессы в той части мозга, которая имеет дело со специфически человеческими функциями, значительно медленнее, чем процессы в тех частях, которые касаются функций, общих для человека и животных. Именно медленность первых процессов дaeт нам возможность судить и решать, действовать или нет Вся система организуется таким образом, что мышцы готовы как выполнять действие, так и воздержаться от его выполнения.
Как только мы начинаем сознавать средства, используемые для организации выражения, мы получаем возможность обнаружить стимул, который запускает всю структур. Иными словами, мы узнаем стимул для действия, или npичину реакции, когда мы в достаточной мере сознаем организацию мышц, приготовившихся к определенному действию. Иногда мы можем начать сознавать, что в нас что-то происходит, не будучи в состоянии точно определить, что именно. Это связано с организацией нового паттерна, который мы еще не знаем, как интерпретировать. Если он возникнет несколько раз, он уже станет знакомым; мы найдем его причину и будем замечать уже первые признаки процесса. В некоторых случаях опыт требует многих повторений, прежде чем он будет узнаваться. В конце концов мы обнаруживаем, что происходит внутри нас, и сознаем это в основном благодаря мышцам. Небольшая часть этой информации достигает нас через оболочку, то есть кожу, покрывающую все тело, слизистую оболочку пищеварительного тракта и дыхательных органов, а также внутренние поверхности рта, носа и ануса.
8) Дыхание — это движение
Наше дыхание отображает каждое эмоциональное или физическое усилие, любое беспокойство или нарушение. Оно чувствительно также к вегетативным процессам. Нарушения в работе щитовидной железы, например, вызывают особый род дыхания, по которому и диагностируют эти нарушения. Любой неожиданный сильный стимул вызывает приостановку дыхания. Каждый знает по собственному опыту, как тесно связано дыхание с чувствами и сильными эмоциями. На протяжении всей истории человечества мы можем встретить системы и правила, предназначенные для достижения успокаивающего эффекта посредством совершенствования дыхания. Человеческий скелет организовав таким образом, что почти невозможно правильно организовать дыхание без удовлетворительного расположение тела в поле тяготения. Реорганизация дыхания удается настолько, насколько мы косвенно совершенствуем организацию скелетных мышц, улучшая позу и движение.
9) Основа привычки
Наконец, есть еще одно, самое важное основание для выбора аспекта движения в усовершенствовании человека. Все поведение, как мы отмечали, есть мобилизация мышц, ощущения, чувствования и мышление. Теоретически каждый из компонентов может быть использован в качестве основного; но мышцы играют столь большую роль, что если мы исключим их паттерн в моторной части коры, остальные компоненты паттерна определенного действия дезинтегрируются.
Моторная часть коры головного мозга, где устанавливаются паттерны, активирующие мышцы, находится лишь несколькими миллиметрами выше слоев мозга, имеющих дело с процессами ассоциации, связывающими все чув-ствования и ощущения человека. Фундаментальной характеристикой нервной системы является то, что мы не можем осуществлять одновременно одно действие и другое, ему противоположное. В любой данный момент вся система обладает некоторой общей интеграцией, и тело выражает ее в данный момент. Поза, ощущения, чувствование, мышление, а также химические и гормональные процессы объединяются в одно целое, которое уже не может быть разделено на части. Это целое может быть сложным и сложно организованным, но оно интегрирует систему в данный момент. В каждой такой интеграции мы сознаем только те элементы, которые охватывают мышцы, кожу и слизистые оболочки. Мы уже видели, что мышцы играют основную роль в сознавании. Вместе с тем, невозможно, чтобы в мышцах произошло изменение без предшествующего изменения в моторной части коры. Если каким-то образом происходит изменение в коре и тем самым изменение в паттернах или их координации, основа сознавания каждой элементарной интеграции дезинтегрируется.
Благодаря близости в головном мозге моторной части коры и тех структур, которые отвечают за мышление и чувствование, а также благодаря диффузии и распространению процессов в головном мозге значительные изменения в моторной коре дадут параллельные изменения в мышлении и чувствовании. Фундаментальное изменение двигательной основы паттерна единичной интеграции разрушит связь целого лишит мышление и чувствование укорененности в привычном рутинном паттерне. В таких условиях легче осуществить изменения в мышлении и чувствовании привычка потеряла свою главную опору и изменение стало более возможным.
СТРУКТУРА И ФУНКЦИЯ
АБСТРАКЦИЯ ПРИНАДЛЕЖИТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЧЕЛОВЕКУ
Как уже было сказано, весь жизненный процесс может быть разбит на четыре компонента: движение, ощущение, чувствование и мышление. Последний элемент в большинстве аспектов отличается от движения. Можно принять взгляд, что мышление в той форме, в какой мы находим его у человека, специфически человечно. Хотя некоторые проблески мысли и можно обнаружить у высших животных, абстракция, без сомнения, принадлежит исключительно человеку: гармоническая теория музыки пространственная геометрия, теория групп, теория вероятностей немыслимы вне человеческого ума. Человеческий мозг и нервная система в определенной своей части обладают структурными особенностями, которые существенно отличаются от структур в других частях, в целом сходных с мозгом других живых существ. Здесь не место говорить об анатомических и физиологических различиях, достаточно общего описания структуры.
СОБСТВЕННО ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ МОЗГА
Мозг требует для своего существования определенно химической среды и определенной температуры. Каждое живое тело содержит структуры, управляющие и регулирующие химические и тепловые процессы целого, обеспечивающие внутренние требования каждого живого организма. Если эти структуры будут неправильно работать, организм может оказаться нежизнеспособным. Эти структуры симметричны и наследуются во всех деталях своей организации и функционирования.
ВНУТРЕННИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИМПУЛЬСЫ
Вторая группа структур мозга имеет дело со всем, касающимся внешнего выражения внутренних жизненных потребностей. Потребность в поддержании определенных параметров внутренней среды порождает внутренние стремления, которые находят свое выражение по отношению к внешней среде. Это осуществляется лимбической системой — группой структур, занимающихся движением индивидуума в поле тяготения и удовлетворением внутренних импульсов, таких как голод, жажда, эли-минация. Короче говоря, они занимаются внутренними потребностями, которые усиливаются, если не находят удовлетворения, и ослабляются или исчезают после удов-летворения, пока потребность не возрастает вновь и цикл не начинается сначала. Все чудеса, которые мы обычно называем инстинктами, — такие как постройка птичьих гнезд, тканье пауком паутины, способность голубя или пчелы находить дом на большом расстоянии — основаны на этих структурах.
НАЧАТКИ СПОСОБНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ
В деятельностях такого рода уже проглядывают специфические особенности человеческой нервной системы. Структура, организация и деятельность в основном наследуются, но не целиком, в отличие от первых (ринических) систем, которые наследуются полностью и изменяются лишь с эволюционным изменением видов. Инстинкты не так устойчивы и определенны, как часто думают; существуют небольшие инстинктивные различия между индивидуумами. В некоторых случаях инстинкт слаб, и для осуществления действия нужен определенный индивидуальный опыт; так, например, некоторые младенцы не сразу умеют сосать, и нужно стимулировать их губы соской. В некоторых случаях инстинкт допускает определенную меру приспособления к обстоятельствам, здесь обнаруживается первый проблеск способности изменяться с изменением обстоятельств — начатки способности к обучению. Так, например, птицы научаются строить гнезда из нового материала, если их помещают Е совершенно новую среду. Но такое приспособление затруднительно, и не все индивидуумы к нему способны некоторым это вообще не удается. Приспособление инстинктов к требованиям новой среды может зайти так далеко, что приближается к тому, что мы привыкли на-зывать пониманием и научением.
ТОНКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ - ПРЕРОГАТИВА ЧЕЛОВЕКА
Третья группа структур мозга касается деятельностей отличающих человека от животных. Это супралимбическая система, которая в гораздо большей степени развита у человека, чем у любого из высших животных. Эта система обеспечивает тонкую дифференциацию мышц руки создавая возможность образования множества паттернов ритмов и способов деятельности. Эта система превращает человеческую руку в инструмент игры на музыкальных инструментах, рисования, письма и многих других искусств. Супралимбическая система дает подобную чувствительность мышцам рта, гортани, дыхательного аппарате. Здесь также возможности многообразной дифференциации порождают разнообразие звуков различных языков, множество способов пения и других звуков.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
Структура и ткани этой части нервной системы также наследуются, но их функция в большей степени зависит от индивидуального опыта. Нет двух одинаковых почерков. Почерк индивидуума зависит от языка, который был первым при освоении письма, от способов обучения, от того, какие ручки или карандаши при этом использовались, от позы, принимаемой во время письма, и т.д. - т.е. он зависит от всего, что влияет на формирование паттернов или кодов в моторной коре мозга при письме.
Произношение матери и особенности ее речевого аппарата в большой степени влияют на развитие речевого аппарата — мышц языка, рта, гортани и пр. -индивидуума. Особенности родного языка определяют относительную силу мышц рта и структуру ротовой полости до такой степени, что сколь бы хорошо ни овладел человек впоследствии другим языком, можно определить, какой язык был первым по трудностям приспособления к новому языку. В этом примере индивидуальный опыт становится фактором, определяющим структурное развитие не в меньшей степени, чем унаследованные факторы.
ПОНЯТИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ПРОИСХОДИТ ИЗ СТРУКТУРЫ
Деятельность третьей системы асимметрична, т.е. ле-вая сторона отличается от правой, — в отличие от сим-метричности, господствующей в предыдущих двух системах. Эта асимметрия лежит за дифференциацией левого и правого. Если доминирует правая рука, то речевой центр формируется в левом полушарии, и наоборот. Можно полагать, что эта первичная оппозиция между правым и левым — основа наших представление вообще о противоположностях. Поскольку правая рука обычно более функциональная, то во многих языках слово, соответствующее правой стороне, одновременно означает правильность, законность, авторитетность и т.д.
Книга М. Фельденкрайза опубликована в 1972 г., так что его внимание к функциональной асимметрии мозга весьма показательно; современные исследования этой темы дают, разумеется, гораздо более сложную и дифференцированную картину, в частности, и относительно соответствий доминирующе» руки и речевых центров, а также латерализации родного и позже выученных языков. Популярное изложение см., например, в книг< В.В. Иванова "Чет и нечет". (Примеч. перев.) Примитивная мысль противопоставляет хорошее дур ному, белое — черному, холодное — горячему, свет -тьме, видя в них оппозиции как конфликт. Более разви тое мышление затруднится приписывать им противопос тавленность в каком-либо реальном смысле. Например темнота или холод никак не являются противоположное тями света или тепла: темнота имеет место там, где не света, что же касается отношений тепла и холода, то он еще более сложны.
ОБРАТИМЫЕ И НЕОБРАТИМЫЕ ФЕНОМЕНЫ
Связь между центрами эмоций в третьей системе значительно слабее, чем связи двух предыдущих систем. Сильные эмоции, такие как гнев или ревность, нарушаю деятельность этой новой, тонкой системы и сбиваю мысль. Однако мысль, вообще не связанная с чyвcтвoм, оторвана от реальности. Мозговая деятельность как таковая нейтральна и может одинаково хорошо обращаться противоположными утверждениями. Чтобы выбрать мысль должно быть по меньшей мере чувство, что определенная мысль "правильна", т.е. соответствует реальности, хотя бы субъективной; если субъективная реальность "правильная" объективно, мысль может иметь общечеловеческую ценность.
Мозговая деятельность сама по себе не может выбрать одно из двух следующих утверждений: "Можно добраться до Луны" и "Невозможно добраться до Луны", - поскольку обе мысли приемлемы как таковые. Только опыт может наделить мысль свойством "правильности", "истинности". Для многих поколений первая мысль быть ошибочной, и "с луны свалился" говорилось о человеке лишенном чувства реальности.
Что касается мозговой деятельности самой по себе, многие процессы могут быть как обратимыми, так и необратимыми. В реальности большинство процессов необратимы. Спичка, которой чиркнули и которая зажглась, не может вернуться в коробку и быть снова неистраченной спичкой; дерево не может превратиться в росток. Процессы, связанные со временем, необратимы, потому что время само необратимо. Немногие процессы того или иного рода обратимы, т.е. могут шаг за шагом пройти в обратном направлении таким образом, чтобы состояние, предшествующее процессу, полностью восстановилось. Мозговой процесс, не связанный с реальностью, не создает мысли, так же как беспорядочные сокращение мышц не создают движения или действия.
ЗАДЕРЖКА МЕЖДУ МЫСЛЬЮ И ДЕЙСТВИЕМ -ОСНОВА СОЗНАВАНИЯ
Нервные пути в третьей системе более разработаны v длиннее, чем в первых двух. Большинство действий третьей системы выполняется посредством первых двух, хотя у третьей системы есть пути осуществления прямого контроле над исполнительными механизмами. Опосредованность процесса создает отсрочки в самом действии, так что слове "Сначала подумай, потом сделай" — не пустая фраза. Между тем, что возникает в супралимбической системе, и телесным исполнением существует задержка или отсрочка. Эта задержка, промежуток между мыслительным процессом и его переводом в действие, достаточно велик, чтобы удержать действие. Возможность создать образ действия, а затем отложить его выполнение или совсем отказаться от него — основа воображения и интеллектуального суждения.
Большинство действий, инициируемых третьей системой, исполняются посредством команд первых двух, более древних в мозге человека, так что их скорость ограничена скоростью этих более древних систем. Так, например, невозможно воспринимать значение напечатанного текста быстрее, чем глаза могут пробежать по странице. Мысль не может быть выражена быстрее, чем произносятся выражающие ее слова. Из этого следует, что ускорение чтения и ускорение произнесения — средства ускорить мышление.
Возможность приостановиться между созданием мыслительного паттерна определенного действия и выполне-нием этого действия — физическая основа сознавания Эта пауза дает возможность рассмотреть, что происходит внутри нас в тот момент, когда формируется намерение действия и тогда, когда действие выполняется. Возможность отсрочить действие — продлить период между намерением и выполнением — это возможность для человек изучить себя. А в человеке есть что изучать, потому что системы, воплощающие внутренние импульсы, действу ют автоматически, как это происходит у большинства высших животных.
ДЕЛАТЬ - НЕ ЗНАЧИТ ЗНАТЬ
Выполнение действия никоим образом не доказывает, что мы знаем, хотя бы поверхностно, что мы делаем и как мы это делаем. Если мы попытаемся проделать действие с постоянным сознаванием, т.е. проследить за ни в деталях, мы тут же обнаружим, что даже простое и обычное действие, вроде вставания со стула - таинственно, и мы не имеем никакого представления, как это делается: сокращаем ли мы мышцы спины или живота; напрягаем ли мы сначала ноги или сначала направляем тело вперед; что при этом делают наши глаза, голова? Легко показать, что человек не знает, что он делает. Он, таким образом, не имеет свободного выбора, он может лишь вернуться к привычному методу, который состоит в том чтобы дать себе приказание встать и предоставить его исполнение специальной организации в себе, которая выполнит действие "как обычно". Это показывает, что самопознание не происходит без значительного усилия и может даже мешать выполнении действия. Мышление и интеллект, которые знают, - враги автоматического, привычного действия. Этот факт хорошо иллюстрируется историей о сороконожке, которая не могла сдвинуться с места, когда задумалась, какой ногой она двигает после двадцать третьей.
СОЗНАВАНИЕ ДЕЛАЕТ ДЕЙСТВИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМ НАМЕРЕНИЮ
Часто достаточно спросить человека, который что-то делает, что он делает, чтобы он остановился и не смог продолжать свое действие. В этом случае он внезапно по-нимает, что выполнение действия на самом деле не соответствует тому, что он, как он думал, делает. Без бодрствующего сознавания мы делаем то, что более древние мозговые системы делают своим способом, хотя намерение действовать может исходить из более высокой, третьей системы. Более того, действие часто оказывается прямой противоположностью того, что было задумано. Это происходит, когда намерение действовать исходит из более высокой системы, связь которой с эмоциями слаба, и запускает более низкие системы, которые обладают более сильными связями с эмоциями из-за большой скорости, а также меньшей отсрочкой между намерением и исполнением, В таких случаях более автоматическое и быстрое действие нижних систем мозга управляет частью действия связанной с интенсивным чувством и выполняемой почти немедленно, в то время как часть, связанная с мыслью (исходящая из более высокой системы), проявляется медленнее, когда действие почти совершенно закончено. Большинство "оговорок" появляется таким образом.
СОЗНАВАНИЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ ЖИЗНИ
Две более древние системы, риническая и лимбическая, гармонически приспособлены друг к другу у большинства людей. Эти две системы могут удовлетворить основные человеческие потребности и выполнять все человечески действия, включая те, которые мы приписываем разумности. Даже социальная жизнь не невозможна без супралимбической системы, и она развивается у общественных животных. Пчелы, муравьи, обезьяны, стадные животные живут социальными системами без сознавания. Некоторые из таких систем высоко развиты и включают большинство функций, характерных для человеческого общества: заботы о подрастающем поколении, правление "царя", войны с соседями, защиту определенной территории, эксплуатацию рабов и другие совместные действия.
СОЗНАВАНИЕ — НОВАЯ СТАДИЯ ЭВОЛЮЦИИ
Высшая система, более развитая в человеке, чем в каком-либо животном, делает возможным сознавание, т.е. замечание, обнаружение органических потребностей и выбор средств их удовлетворения. Благодаря природе этой системы сознавание дает нам способность суждения, дифференциации, обобщения, способность к абстрактному мышлению, воображению и многое другое. Сознавание органических стремлений — основа самопоз-нания. Сознавание отношения между этими импульсами и их пооисхождением в формировании человеческой культуры создает в человеке потенциал управления своей жизнью, который мало кем до сих пор достигнут. Я полагаю, что мы живем в краткий исторический промежуточный период, знаменующий появление истинно человечного человека.
НАПРАВЛЕНИЕ ПРОГРЕССА
Каждый человек имеет два мира — собственный личный мир и внешний мир, общий для всех нас. В моем личном мире вселенная и все живое существует лишь до тех пор, пока жив я сам. Мой мир рождается вместе ее мной и вместе со мной умирает, исчезает. В общем большом мире я — капля в море или песчинка в пустыне. Moя жизнь и моя смерть едва ли как-то задевают большой мир.
Цель человеческой жизни — это личное дело человека, до какой-то степени. Один человек мечтает о счастье другой — о богатстве, третий — о власти, четвертый — знании, или справедливости, или о равенстве. Но мы еще даже не подступаем к знанию целей человечества как такового. Единственная идея, имеющая разумную основу и принимаемая всеми науками, состоит в том, что существует направление в эволюции живых существ, и что человек стоит на вершине этой лестницы. Это направление эволюции может также рассматриваться как цель. В предыдущей главе мы касались этой цели при детальном рассмотрении нашей нервной системы. В этом аспекте направление развития связано с возрастанием способности к сознаванию, ради управления более древними процессами и действиями, развитыми в более ранние эволюционные периоды, ради возможности разнообразить их, исключить одни, ускорять другие и т.п. Мы имеем в виду эту цель, когда говорим, например, что такой-то артист или ученый может быть очень талантлив в своей области, но ему может не хватать чего-то "человеческого".
СОЗНАНИЕ (CONSCIOUSNESS) И СОЗНАВАНИ1 (AWARENESS)
Все высшие животные имеют некоторую долю сознания. Они знают среду, в которой живут, свое место в семье, стаде или стае. Они могут сообща защищать семьи или стаю, даже помогать члену стада или стаи, что означает, что они, возможно, понимают, что хорошо для и соседа. Человек наделен не только более высокоразвитым сознанием, но также специфической способностью к абстракции, дающей возможность различения и знания что происходит в нем, когда он пользуется этой способностью. Так, он может знать, что он знает что-то или не знает чего-либо. Он может сказать, понимает ли он что-то, что он знает. Он способен и к более высокой форме абстракции, которая дает ему возможность оценить свои способность к абстракции в той мере, в какой он ее использует. Он может сказать, использует ли он полностью свою способность к сознаванию, чтобы знать, и понимает ли он, что чего-то не знает.
Между сознаванием и сознанием есть существенная разница, хотя в нашем употреблении языка их границы могут быть смутными. Я могу пройти по лестнице моего дома в сознании того, что я делаю, но не зная, сколько шагов я сделал. Чтобы узнать это, я должен пройти их еще раз, на этот раз обратив на них внимание, вслушавшись в себя и пересчитав их. Сознавание — это сознание вместе с пониманием того, что происходит в нем или что происходит в нас, когда мы сознательны. Многим людям кажется легким сознавать управление своими произвольными мышцами, мышлением, процессом абстракции. С другой стороны, гораздо труднее сознавать и управлять непроизвольными мышцами, ощущениями, эмоциями, творческими способностями Несмотря на трудность, это не является невозможным как многим кажется.
Мы действуем как целое, даже если наша целостность не вполне совершенна. Из этого вытекает возможность развить сознающее управление в более сложных частях. Изменение в частях, где контроль легок, задевает также и все остальное в системе, включая те части, над которыми мы не имеем прямой власти. Опосредованное влияние — также своего рода управление. Наш метод основан на превращении этого, первоначально косвенного контроля в ясное знание.
Здесь можно отметить, что мы говорим об управлении силы воли и управлении собой, но не для того, что бы обрести власть над собой или над другими. Коррекция усовершенствование, обретение сознавания и другие понятия использовались здесь, чтобы обрисовать различные аспекты идеи развитая. Развитие подразумевает гармоническую координацию в структуре, функций и достижении. Основное условие гармонической координации -полная свобода как от принуждения себя, так и от при-нуждения других.
Нормальное развитие вообще гармонично. В развитии часто растут, совершенствуются и обретают силу таким образом, что целое может двигаться к своему общему пpедназначению. Как появляются новые тенденции по мер гармоничного развития и роста ребенка, так возникаю новые способности в любом гармоничном развитии.
Гармоничное развитие не просто. Возьмем, например, абстрактное мышление, которое на первый взгляд кажете преимуществом, достижением в гармоничном развитии, однако может быть и недостатком. Абстракция - основа вербализации, выражения в словах. Слова символизируют значения и не могут образоваться без абстракции качества или характера представленных вещей. Трудно представить себе какую-либо человеческую культуру без слов. Абстрактное мышление и вербализация занимают наиболее важное место в науке и других социальных достижениях. Но в то же время абстракция и вербализация становятся тиранами, лишающими индивидуума конкретной реальности. А это вызывает сильные нарушения в гармоничности большинства человеческих действий. Часто эти нарушения граничат с психической или физической болезнью и вызывают преждевременное старение. Чем более эффективными становятся абстракция и вербализация, тем более мышление и воображение человека отделяются от его чувствования, ощущения и даже движения.
Мы видели, что структуры, используемые для мышления, слабее связаны со структурами, в которых коренится чувствование. Чистое мышление возникает лишь в отсутствии сильных чувств, искажающих объективность. Таким образом, необходимым условием для развития эффективного мышления оказывается постоянное отделение от чувств и проприоцептивных ощущений. Тем не менее, гармоничное развитие остается для индивидуума более важным, чем одностороннее развитие, даже если эффективное мышление является нарушающим гармонию фактором. Мышление, оторванное от остальных частей человека, постепенно становится бесплодным. Мышление, протекающее только в словах, не извлекает сути из процессов в более эволюционно-древних структурах, тесно связанных с чувствованием. Творческая, спонтанная мысль должна поддерживать связь с ранними структурами мозга. Абстрактная мысль, не получающая время от времени питания из более глубоких источников, становится фабрикой слов, лишенных подлинно человеческого содержания. Многие научные и художественные книги не могут предложить ничего, кроме слов, связанных логической связью; они не имеют личного содержания. Это относится также ко многим индивидуумам в их повседневных отношениях с другими. Мышление, не развивающееся в гармонии с человеческим целым, становится препятствием в развитии.
Может показаться тривиальной мысль, что гармоническое развитие — это нечто желательное. Но пока мы рассматриваем только абстрактное и логическое содержание этой фразы, она остается столь же отделенной от "целостного человека", как любая другая фраза, и не имеющей практического значения. Она может, однако, стать источником бесконечных форм, фигур и отношений, новых открытий, если мы обратимся к стимулированию наших эмоций, восприятии и прямых впечатлений, т.е. попробуем мыслить в образах. Мы должны находить их за словами, чтобы установить человеческий контакт с себе подобными.
Гармоническое развитие можно найти в любом существе, чей вид прошел длительную историю. Такого рода развитие затруднено для человека в силу относительной новизны сознавания для эволюции. Гармоничное развитие животных, антропоидов и раннего человека требовало ощущений, чувств, движений и лишь минимума мысли — памяти и минимума сознания, — то есть того, что отличает "бодрствующее" состояние от сна. Животные без сознавания бродят здесь и там, и это не является существенным. Когда на эволюционной лестнице в человеке появляется сознавание, простое движение в од-ном направлении оказывается поворотом направо, a в другом — налево.
Нам трудно оценить важность этого факта. Он кажется столь же простым, как способность видеть глазами. Но если подумать, то способность различать правое и лево» не менее сложна, чем видение. Различая правое и левое человек разделяет пространство по отношению к себе принимая себя за центр, от которого расходится пространство. Это далее развивается в понятие "правого" и "левого", которые уже могут быть выражены в словах. Со временем символы становятся все более абстрактными, так что становится возможным составить предложение вроде следующего: чтобы сделать небольшой шаг вперед в сознавании, состоящий в понимании правого и левого, человек однажды должен был, двигаясь, обращать внимание как на то, что происходит внутри него, так и на то, что происходит вне его. Это перемещение внимания внутрь и наружу создают абстракция и слова, которые описывают изменение положения его внутреннего личного мира по отношению к внешнему миру. По-видимому, развитие этого сознавания связано со значительными муками родов, и первые проблески сознавания не раз озадачивали наших предков.
Благодаря своей новизне в эволюционном смысле, способность к сознаванию различается у различных индивидуумов значительно больше, чем распределение других способностей. Существуют также значительные периодические вариации сознавания в индивидууме и в месте этой способности среди других его личностных свойств. Она может исчезать на время или насовсем. Реже могут появляться пики, в которых все человеческие способности сливаются в гармоничное, единое целое.
В одной тибетской притче человек без сознавания сравнивается с повозкой, пассажирами которой являются желания, лошадью — мышцы, сама же повозка — скелет. Сознавание — спящий кучер. Пока он спит, повозка будет бесцельно продвигаться то туда, то сюда. У пассажиров разные цели, и лошади тянут в разные стороны. Если же возница проснется, возьмется за вожжи, то он может заставить лошадей развезти пассажиров к их целям.
В те моменты, когда сознавание соединяется с чувствованием, ощущениями, движением и мышлением, коляска движется по верному пути. Человек делает открытия, изобретает, творит и "знает". Он постигает, что его маленький мир и большой мир вокруг — одно и что в этом единстве он не одинок.