ХАСТЫ И МУДРЫ - ЙОГА РУК Традицию танца, который был важной составной частью ритуалов почитания богов, мудрецы юга Индии хранят издревле: так же почитали богов и их далекие предки, жившие в хараппских городах на берегах Инда. Неоспоримое тому доказательство - найденные археологами многочисленные фигурки танцовщиц и печати с их изображениями. В религиозной практике индуизма дравидского юга, особенно Тамилнада, танец тесно связан с культом Шивы. По преданию, ШИВА НАТАРАДЖА (Владыка Танца), один из ликов Шивы, главного божества индуизма, который в то же время является верховным учителем йоги - Йогешвара, изобрел 108 танцев, и спокойных, и буйных, а потом исполнял их в своей небесной обители на горе Кайлас и в южных храмах - в Чидамбараме или Тиллай. Четырехрукий Шива обычно изображается танцующим. У него длинные развевающиеся волосы, усыпанные драгоценными камнями, в волосах - кобра, череп, река Ганга. На голове - месяц. Бог украшен ожерельями, поясом из драгоценных камней, на руках и ногах - кольца и браслеты. Шива стоит на пьедестале в форме лотоса, из которого вырывается пламя. Его танец - это прообраз ритма как источника движения во Вселенной. Для многих индуистских богов нет ничего приятнее, чем засыпать и просыпаться, созерцая чарующий танец прекрасной девушки. На протяжении многих веков танцы исполнялись храмовыми танцовщицами ДЕВАДАСИ - "божьими женами". Жили при храмах и МАХАРИ -традиционные исполнительницы танца ОДИССИ. Они считались женами бога, исполненными особой благодати, и были жрицами культа, искуссными в танце, музыке и пении. Красотой и тонким искусством обхождения они привлекали в храмы множество паломников. Девадаси существуют так же давно, как и храмы. На юге индии они известны с VII в., со времен правления династии Паллавов. Кто становился девадаси? Иногда родители посвящали храму дочь очень рано, особенно если не было надежды на рождение сына. Тогда она могла стать наследницей имущества семьи. Иногда в храм отдавали девушку, не вышедшую замуж. Бывали случаи, когда родители обещали храму еще не родившуюся дочь или больную, если она выздоровеет. |
Отдавая девочку в храм, ее символически выдавали замуж за бога. Она проходила свадебный обряд и получала клеймо или татуировку - знак принадлежности божетсву. Теперь она всю жизнь должна была принадлежать храму и считалась связанной с ним священными узами. Судьба храмовых танцовщий складывалась по-разному. Когда разрабатывался и усложнялся культ, их число значительно возрастало. В одном южноиндийском храме в средние века прислуживало около 400 танцовщиц. А бывали времена, когда они подвргались всеобщему презрению, и тогда число их сокращалось. Танцу, в котором гармонично переплетались музыка, цвет, поэзия, ритм, девадаси обучались несколько лет, прежде, чем им разрешали танцевать перед богами или зрителями: царями, придворными, брахманами. Система индийского танца - одна из старейших и сложнейших в мире. Она складывалась в течение не менее двух тысячелетий. Главная особенность танца состоит в том, что он возник как воплощение религиозных чувств, переполнявших человека. Содержание большинства танцев связано с индуистскими мифами и легендами. В танце используются выразительные средства человеческого тела. Техника танца состоит из трех частей: НРИТТИ - сам танец, свободные и красивые движения тела, НРИТЬЯ - выражение определенного смысла с помощью мимики и жестов, символических положений тела и, НАТЬЯ - включающая в себя не только мимику и жесты, но и элемент драмы - речь. Есть у танца еще один важный элемент - АБХИНАЯ, - "выразительность". Она достигается с помощью костюма, украшений, музыки, движений рук, ног, а также передачей настроения и чувств. Очень выразительный язык жестов рук (ХАСТА и МУДРА) - уникальная особенность индийского танца. Священные книги предписывают 28 жестов для одной руки и 24 жеста для двух рук вместе. В Бхарате сказано: "Хаста - это тайная печать, язык посвященных". Каждая мудра может иметь различные значения в зависимости от положения рук и всей позы танцовщицы. Жестами можно рассказать буквально обо всем, передать любые религиозные сюжеты. Девадаси деалет жест руками, - и перед зрителем извивающаяся кобра, готовая к нападению, олень, бродящий по лесу или Кришна, играющий на флейте. Важная роль отводится символу, намеку. Индийский танец знает сегодня несколько стилей: БХАРАТНАТЬЯМ, КАТХАКАЛИ, КАТХАК, МАНИПУРИ и др. Старейший из них - бхаратнатьям. Его спасла от забвения Рукмини Дэви (род. в 1904г.), она стала первой женщиной, не принадлежавшей к касте девадаси, которая научилась исполнять этот танец и перенесла дух храма на сцену. В начале XX века система девадаси была отменена государством, но храмовые танцовщицы и сейчас исполняют свои чарующие танцы перед богами. |