ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

В книге С.Грофа и Дж.Галифакс "Человек перед лицом смерти" (М.,1995) содержатся интересные практические замечания по работе с проблемами бессознательного в человеке. Указывается, например, что изжить бессознательное побуждение, навязчивость, "одержимость" можно лишь в состоянии глубочайшего эмоционального подъема, "полноты чувств". Бессознательное всегда рядом с нами, как и небо, которое начинается у нашей кожи, но мыслится ввышине, космос, на звездной планете которого мы живем, но представляем его вне земной атмосферы. И все, что мы можем - это быть в естественном контакте, соприкосновении с ним. Бессознательное беспредельно, оно является "матерью мира" (Лао Цзы), истоком всего: не только индивидуальных психических фантомов, первообразов человеческого рода, но и содержит межчеловеческий, трансперсональный опыт. На этом основании можно говорить об археологии человеческой души, сотканной из материала мифов, ритуалов, символов. Человека можно представить как сопротивление свободному течению реки бессознательного, как узелок на его бесконечной веревочке. Путешествуя в глубины, где личность видится не более ( и не менее) чем миф, а все события либо случайно закономерны, либо закономерно иррациональны, мистичны, реальны, человек достигает неописуемых степеней свободы. Эти состояния требуют однако больших энергозатрат, большой концентрации внимания, умения видеть невидимое и слышать неслышиое, "отправляться навстречу неизвестному, и потому не встречать препятствий".

Обычное существование по установленным взаимосогласованным общественным, семейным и другим законам оставляет выполнение главных задач жизни отнюдь не на первое место. Нет проблемы, не связанной с необходимостью осознавания. Мало того, важный вывод К.Г.Юнга о взаимосвязи индивидуального и коллективного бессознательного приводит нас к необходимости учитывать и оба пласта психики.

Доступы в глубины психики многообразны. Современная медицина ищет то же, но с точки зрения своего медицинского научного мифа. Используются различные химические средства, имеющие целью прицельную коррекцию структурно-функциональных ~ соматопсихических элементов. Современная трансперсональная психология на основе тысячеленего опыта решения подобных проблем в сочетании с актуальными для нашего времени и места общественными и индивидуальными задачами предлагает очень мощные средства личностного роста, лечения как экзистенциальных проблем, так и "банальных" широкораспространенных заболеваний. Так, для работы с "миражами" психических переживааний вполне подходят средства абстрактного или эстетического воздействия, поскольку они несут пере-житый другими опыт. Здесь важно отметить приоритет ис-правления ментальности. Е.К.Рерих однажды спросили: "Агни-йога содержит так много указаний, с чего же нам начать?", на что она ответила: "Прежде всего с улучшения качества мышления". (Агни-йога основана на первичном развитии осознания. Развитие сознания открывает психические центры, что является самым безопасным путем, по отношению к обратному).

Далее, проблемы психодинамической сферы, "биографического опыта" могут стать доступны при работе со сновидениями, "перепросмотром жизни" и ее синтезом (эмоциональное отрешение и оценка жизни), регрессией в детство, изживание комплекса Эдипа и Электры. Хорошая проработка этой сферы может проявляться выходом внутреннего напряжения, воспоминаний об угрозе жизни и целостности тела, снижением тревожности, устранением депрессии, ухода в себя, суицидальных мыслей, бессонницы, физической боли.

Перинатальный опыт, полученный от момента зачатия до окончания родов, может служить своеобразной "генетической" матрицей повторяющихся жизненных ситуаций, определять характер человека, его "границы". Рождение типологически близко смерти. Натос представлен как зеркало Танатоса. Мощный пласт в этой области накоплен и наиболее полно сохранен в тибетских духовных практиках, где посмертное существование является преджизненным, предродовым процессом.

Трансперсональный опыт и взаимодействие с ним хорошо описаны в религиозных и метафизических системах. Изучаемые в последнее время С.Грофом Системы Конденсированного Опыта (СКО) являются матрицами опыта, объединенного по принципу действия сходных факторов или сходного эмоционального содержания. Психоделические сеансы часто сопровождаются пиковыми перескоками от позитивных СКО к негативным и наоборот. Подробнее об СКО: http://www.astrologos.ru/AstroLogos_Library/Transp/Grof/Grof2_3_1.htm


Проблема страха смерти, самой идеи смерти у обычного человека вытеснена в ближайшее подсознательное и может проявляться фанатизмом, ненавистью, неврозами.

Анализ отношений к смерти в различных культурах показал, что смерть рассматривалась как установление отношений с другимим мирами. Большое внимание уделялось также защите живых и умирающего. Умирающему давались советы по его посмертному путешествию, категорически запрещалось возвращаться. В восточных религиях существовали идеи, что качество умирания может определить качество будущих перерождений, поэтому исследователи сознания указывали на необходимость знания картографии посмертных миров и понимания их законов.

Символическая мистериальная смерть служила осознанию иллюзорности смерти (равно как и жизни), получению трансперсонального опыта. Особые процессы чередования состояний, которые современным языком можно обозначить как ритуалы перехода требовали знания их стадий для контроля, коррекции и правильного отношения к ним. Любое жизненно важное событие, связанное с изменением личносного мифа, как то изменение имени и статуса - при свадьбе, новые права и обязанности при совершеннолетии , а также ритуалы умирания и рождения, родов, требовали присутствия "знающего" человека, священника или жреца. Часто применяются психоделические средства, больше других в наше время - алкоголь, наркотики. Какая свадьба, проводы или день рождения без алкоголя? Проживание этих состояний требовало от человека отстранения, отрешения, и не всегда присутствие "здесь и сейчас". Эти переходы рассматривались как странствия души для посвящения, инициации в новое качество, и в этот период она была особо открыта для посторонних влияний. Современные ритуалы не всегда строятся на знании этих закономерностей.

Более подробно и доступнее, см. сборник тесктов Трансперсонального института: http://astrologos.ru/AstroLogos_Library/Transp/Transp41_0.htm.

Базовые перинатальные матрицы

Родственные психопатологические синдромы

БПМ-1 Шизофренические психозы (параноя, чувство мистического союза, столкновение с метафизическими силами зла).

Истерические галлюцинации и смешение грез с реальностью. Ипохондрия, основанная на странных и необычных телесных ощущениях.

БПМ-2 Шизофренические психозы (адские муки, опыт бессмысленности "картонного" мира).

Тяжелая заторможенная "эндогенная" депрессия. Иррациональное чувство неполноценности и вины. Ипохондрия, вызванная болезненными телесными ощущениями. Алкоголизм. Наркомания. Псориаз. Язва желудка.

БПМ-3 Шизофренические психозы (элементы садомазохизма, скатологии, членовредительство, патологическое сексуальное поведение).

Тревожная депрессия, секуальные отклонения (садомазохизм, педерастия, поглощение мочи и кала). Невроз навязчивых состояний. Психогенная астма. Тики и заикания.конверсивная и тревожная истерия. Фригидность, импотенция. Травматичсекие неврозы, вегетативные психозы. мигрень. Энурез и энкопрез.

БПМ-4 Шизофренические психозы (опыт смерти - возрождения, мессианский бред, элементы разрушения и воссоздания мира, спасение и искупление, идентификация с Христом).Симптомы мании. Женский гомосексуализм. Эксгибиционизм.

 

Соответствующая активность в эрогенных зонах по Фрейду

БПМ-1 Удовлетворение либидо во всех эрогенных зонах; либидозное чувство во время раскачивания и купания; частичное ощущение этого состояния после орального, анального, уретрального или генитального удовлетворения и после деторождения.
БПМ-2 Оральная фрустрация (жажда, голод, болезненные раздоражения), задержка кала и мочи; сексуальная фрустрация; ощущение голода, боли и другие неприятные чувства.
БПМ-3 Жевание и глотание пищи, оральная агрессия и разрушение объекта; дефекация и мочеиспускание; анальная и уретральная агрессия; оргазм; фаллическое деторождение; статоакустический эротизм (тряска, гимнастика, прыжки в воду, парашютный спорт).
БПМ-4 Насыщение голода и удовлетворение жажды; удовольствие от сосания; либидозные чувства после дефекации, сексуального оргазма, родов.

 

Ассоциативные воспоминания из постнатальной жизни

БПМ-1 Ситуации, в которых удовлетворяются насущные потребности - например, счастливые дни младенчества и детства (заботливый материнский уход, игра со сверстниками, семейное согласие и т.д.); взаимная любовь и влюбленность; путешествия и отдых в красивой местности; приобщение к предметам искусства высокой эстетической ценности; купание в океане и чистьх озерах и т.п.
БПМ-2 Ситуации, угрожающие жизни и целостности тела (военный опыт, несчастные случаи, травмы, операции, тяжелые болезни, утопание, удушье, тюремное заключение, "промывание" мозгов, незаконные допросы, оскорбления и т.д.); тяжелые психологические травмы (отвергнутость, опасные ситуации, эмоциональная депривация (изоляция), тяжелая семейная атмосфера, посмешки, унижения и т.п.
БПМ-3 Сражения,битвы и приключения (атаки и штурмы в сражениях и революциях, испытания военной службы, тяжелые воздушные бои, океанские штормы, драки, опасная езда на машине); высокочувственные воспоминания (карнавалы, вечеринки и ночные клцбы, загородные прогулки, сексуальные оргии и т.д., наблюдение в детстве за сексуальной активностью взрослых, опыт совращения или изнасилования; у женщин - деторождение.
БПМ-4 Счастливое избегание опасности (конце войны или революции, спасение после несчастного случая или операции); преодолоение сложных препятствий решительными действиями; случаи напряжения и упорной борьбы. завершившиеся заметным успехом, картины природы (начало весны, прекращение океанского шторма, восход солнца и т.д.)

 

Феноменология на сеансах с ЛСД

БПМ-1 Безмятежная внутриматочная жизнь: реалистичные воспоминания об ощущениях "хорошей матки"; "океанический" тип экстаза; природа в своем лучшем проявлении ("мать-природа"); опыт космического единства; видение Рая и Небес. Нарушения внутриутробной жизни: реалистичные воспоминания о "плохой матке" (критическое состояние плода, болезни, эмоциональные срывы у матери, ситуация близнецов, попытки аборта); паранойальное мышление, неприятные телесные ощущения ("похмелье", дрожь и слабые спазмы, неприятный вкус, отвращение, ощущение отравленности); встреча с демонами и метафизическими силами зла.
БПМ-2 Космическое поглощение: безмерные телесные и душевные муки; невыносимая и безысходная ситуация, которой не видится конца; чувство загнанности в ловушку или клетку (нет выхода); различные видения ада; мучительное чувство вины и неполноценности; апокалиптическое видение мира (ужасы войн и концлагерей, террор инквизиции, опасные эпидемии, болезни; запустение и смерть и т.п.); бессмысленность и абсурдность человеческого существования; "картонный мир" или атмосфера искусственности и ерунды; зловещие темные цвета и неприятные телесные проявления (гнет, давленгие, сердечная недостаточность, жар и озноб, потливость, затрудненное дыхание).
БПМ-3 Усиление страданий до космических размеров, грань между болью и удовольствием; "вулканичсекий" тип экстаза; яркие цвета; увзрывы и фейерверки; садомазохистские оргии; убийства и кровавые жертвоприношения, активное участие в жестоких битвах; атмосфера безумного авантюризма и опасных приключений; сексуальные сильные оргиастические чувства; сцены гаремов и карнавалов; опыт смерти и возрождения; религиозные культы кровавых жеотвоприношений (муки Христа и крестная смерть, ацтеки, Дионисий и т.п.); мощные телесные проявления (сдавливание и боль, удушье, мышечное напряжение, судороги и подергивания при расслаблении, тошнота и рвота, жар и озноб, потливость, сердечная недостаточность, тудности контроля сфинктеров, звон в ушах),
БПМ-4 Огромное понижение давления: расширение пространства; "иллюминативный" тип экстаза, видения гигантских помещений; яркий свет и прекрасные цвета (небесно-голубой, золотистый, радужный, яркий как павлиний хвост; чувство повторного рождения и спасения; осознание простого способа жизни; усиление сенсорного восприятия; братские чувства; гуманитарные и благотворительные тенденции; иногда мениакальные действия и чувство величия; переход к элементам БПМ-1); приятные ощущения могут прерываться пупочными спазмами (острая боль в пупке, сбои дыхания, страх смерти и кастрации, сдвиги в теле), но без внешнего сдавливания.

Трансперсональные переживания

[С.Гpоф "Путешествие в поисках себя". Москва,1994.]

Трансперсональными называются переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной, или личной самости, охватывая человечество в целом, жизнь, дух и космос. Трансперсональная психология - это учение о трансперсональных переживаниях, их природе, разнообразных формах, причинах и следствиях, а также о тех проявлениях в области психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т.д., которые вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять.

Расширение опыта в пределах общепринятой реальности, пространства и времени:
1. Выход за пределы пространственных границ
а) Пеpеживание двуединства
б) Отождествление с другими людьми
в) Отождествление с группой и групповое сознание
г) Отождествление с животными
д) Отождествление с растениями и ботаническими пpоцессами
е) Единство с жизнью и всем творением
ж) Пеpеживание неодушевленной материи и неоpганических пpоцессов з) Планетаpное сознание
и) Внеземные пеpеживания
к) Отождествление со всей физической вселенной
л) Паpапсихические феномены, выходящие за пpеделы пpостpанства
2. Выход за пpеделы линейного вpемени
а) Внутpиутpобные (пеpинатальные) пеpеживания
б) Опыт пpедков
в) Опыт pасового и коллективного бессознательного
г) Пеpеживания пpошлых воплощений
д) Филогенетические пеpеживания
е) Пеpеживания планетаpной эволюции
ж) Пеpеживания космогенеза
з) Паpапсихические феномены, выходящие за пpеделы вpемени
Эмпирический выход за пределы общепринятой реальности и пространства- времени:

а) Спиpитические и медиумические пеpеживания
б) Энеpгетические феномены тонкого тела
в) Встpечи с духами животных
г) Встpечи с духовными учителями и свеpхчеловеческими существами
д) Посещение дpугих вселенных и встpечи с их обитателями
е) Пеpеживание мифологических и сказочных сюжетов
ж) Встpечи с божествами
з) Пеpеживания унивеpсальных аpхетипов
и) Интуитивное понимание унивеpсальных символов
к) Твоpческое вдохновение и пpометеевский импульс
л) Опыт Демиуpга и пеpеживание космического твоpения
м) Опыт космического сознания
н) Свеpхкосмическая и метакосмическая пустота

Психоидные трансперсональные переживания:
1. Синхpонные связи между сознанием и матеpией
2. Спонтанные психоидные явления
а) Свеpхноpмальные физические способности
б) Спиpитические феномены и физический медиумизм
в) Повтоpяющийся спонтанный психокинез (полтеpгейст)
г) Неопознанные летающие объекты (НЛО-феномены)
3. Намеpенный психокинез
а) Ритуальная магия
б) Целительство и ведовство
в) Сиддхи
г) Лабоpатоpный психокинез

семинары игры

Hosted by uCoz