Осницкий А.К. О СВЯЗИ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ЧУВСТВЕННОГО И ОПОСРЕДСТВОВАННОГО, ЗНАКОВОГО В ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕКА
Непосредственное знание, непосредственный опыт приобретается человеком в прямом контакте с миром, в отличие от опыта опосредствованного, усваиваемого всегда с помощью другого человека, с помощью знаков и орудий. Конечно, и сфера непосредственно приобретаемого знания начинает впоследствии определяться средствами опыта социализированного: мир чувств, переживаний и состояний человека все более становится опосредствован его связями с людьми и предметами, в которых кристаллизован опыт человечества. "Способность к речи у ребенка, - говорил Иоганн Генрих Песталоцци - должна быть развита настолько, чтобы он умел выражать впечатления от чувственного восприятия окружающей среды и окружающих условий с такой же определенностью, с какой он уяснил их себе средствами чувствования и наблюдения. Если, обучая языку, не довести ребенка до такой степени владения речью, то между формированием его способности к наблюдению и развитием его мыслительных способностей ляжет пропасть". Но всегда переживания и состояния человека окрашены неповторимой палитрой его собственного опыта, неповторимость эта во многом зависит от условий, в которых протекает жизнедеятельность человека, от тех видов деятельности, в которые он вовлечен.
С момента приобщения ребенка к социализированным видам обучения и воспитания основной упор делается на закрепление у него средств, которыми это воздействие может быть осуществлено. Педагогические воздействия апеллируют преимущественно к осознанию и пониманию ребенка. Сам по себе этот путь неплох, потому он и закрепился, что обеспечивает человеку определенный успех, определенные достижения. Плохо, если этот путь воздействия на ребенка организован так, что перекрывает пути стихийного развития непосредственных форм познания, оставляет лишь возможность закрепления отдельных чувств и переживаний, общепринятых в тех или иных педагогических системах.
Каким бы ни был мир, окружающий человека, какой бы ни была система его обучения, если они не опираются на индивидуальный мир чувств и переживаний, ограничиваясь возделыванием заданных социумом чувств и оценок, - результатом будет накопленный опыт суррогатов истинных переживаний, осознаваемых, используемых, но не принимаемых близко к сердцу отношение человека к людям, предметам и своим действиям. Когда в обучении навязывается (участвует) темперамент обучающего, его многократно применяемые педагогические воздействия, вроде бы и осуществляется, по выраженщ С.В. Гиппиус, "эмоциональный показ'', влияние на чувства обучаемых. Но это "среднеарифметическое", по его же выражению, условное, имеющее все признаки человеческих эмоций, воздействие едва ли отвечает собственным переживаниям и чувствам человека. Мы часто не столько сознательно копируем чувства, сколько пытаемся приложить дополнительные усилия с тем, чтобы закрепить их себе, "присвоить" (противоестественно "насилие над собой" впоследствии может стать источником невротических реакций, психического истощения и других поведенческих отклонений). Даже младший школьник, как показывает практика, может довольно подробно рассказать о том, что нужно делать, чтобы задание было выполненго хорошо, как нужно относиться к людям, но в реальной своей работе оказывается беспомощным, а в отношениях с окружающими - эгоцентричным и бесчувственным.
Невнимание к развитию непосредственно-чувственных средств и форм познания, подмена воспитания дрессурой приводят к обеднению познавательных средств, к деятельности по принуждению. Многие из взрослых, обращающихся в психологическую консультацию, лишены умения тонко чувствовать изменения в душевном и физическом состоянии окружающих, даже у своих детей, мало знают о богатстве связей человека с окружающим миром. Единственной педагогической формой воздействия на других и средством общения у них служат нравоучения, нотации, попреки. На вопрос, долго ли они сами могли бы выдержать подобное отношение к себе со стороны окружающих, растерянно отвечают: "Конечно, нет! Но надо же что-то делать". Коррекционные меры, используемые нами в консультационной практике и нацеленные на развитие координаций в движениях, на установление и расширение сферы эмоциональных контактов, на формирование большей уверенности (и афферентации) в движениях и отношениях с окружающими, на развитие воображения и внимания без напряжений, помогают нам и консультируемым на место ограниченных словесных форм, с помощью которых они взаимодействовали ранее с людьми и миром, ставить и разнообразные средства непосредственных контактов, разнообразные средства постижения мира предметов и мира окружающих людей. В психотехнических играх, в попытках овладеть навыками самоуправления и регуляции деятельностью происходит формирование ранее отсутствующих чувственных средств, необходимых для закрепления умений.
До сих пор мы анализировали непосредственный чувственный опыт лишь как опыт переработки текущей информации, поступающей от органов чувств, ориентирующих нас в этом мире. Немаловажными являются и те средства непосредственного чувственного опыта, которые включаются в более сложную систему внутренней переработки всей поступающей информации, в формировании картины мира, представление о самом себе и своем месте в этом мире.
Нас и ранее не устраивала общепринятая интерпретация эмоций и чувств как некоторой непосредственной данности, субъективно переживаемой ("непосредственная внутренняя субъективная данность''), и обделенность ее оценочной функцией. Эмоции выступают в теории П.В.Симонова лишь как "датчик неопределенности", они и возникают как реакция на неопределенность, как дополнительное обеспечение на этот критический момент. С нашей точки зрения, непосредственный чувственньпй опыт человека, т.е. тот опыт, который пополняется с помощью наших органов чувств, оценивается в первую очередь именно на эмоционально- чувственном уровне так же, как, например, опыт, пополняемый знаками, понятиями, теориями, - оценивается на уровне сознания.
Наше деление видов опыта условно, в естественной жизни человека они взаимодополнительны и существуют лишь благодаря друг другу. Мало того, опыт опосредствованный расширяется за счет постижения данных непосредственно- чувственного опыта, а опыт непосредственный сам человек всегда стремится осмыслить (разумеется, он может этого и не делать), подвести под имеющийся у него опыт опосредствованный.
Если не отказывать эмоциям и чувствам в оценочной функции (для этого не обязательно связывать их понятиями и теми знаками, которые закрепились в общечеловеческом опыте, а, следовательно, и с сознанием), можно вполне допустить "предзнаковость", определенную сигнальность на уровне связей биотического и абиотического. Механизм перехода в живом мире от раздражимости к чувствительности, от раздражения к ощущению прекрасно описан А.Н. Леонтьевым.
Такой подход к пониманию эмоций и чувств, предполагающий за ними не только фиксацию состояния, но его оценку, позволяет, по нашему мнению, предположить связь эмоций с переживанием, которое возникает как результат определенной работы, не всегда даже протекающей по законам деятельности. Эта работа связана с нормализацией состояния, определенным его упорядочиванием, и с сознанием, в котором эмоции выполняют обязательно функцию "предозначения", "предметафоризации", первичного анализа и оценки.
Осознание и переживание - формы отражения пересекающиеся, но не совпадающие. И когда мы вновь и вновь, не столько в деятельностном плане, сколько в плане регуляторном, подчеркиваем сосуществование двух видов опыта: опыта непосредственно-чувственного и опыга опосредствованного, мы понимаем условность их различения, различения по принципу: чего больше в каждом из видов опыта содержится. В опосредствованном опыте больше содержится информации, записанной в символической, знаковой форме и содержащей сведения, которыми не только можно воспользоваться самому, но почти без потерь и передать другому человеку. В опыте непосредственно- чувственном больше содержится информации индивидуально используемой, индивидуально своеобразной, невербализуемой, а если и вербализуемой, то неоднозначно совпадающей с результатами восприятия, осознания и переживания другого человека. Данными непосредственно- чувственного опыта можно обменяться лишь в ограниченных пределах, пределах частичного понимания другим человеком ваших чувств, вашего отношения. И ваше переживание, в силу этого, не только субъективное, но и объективное образование, если оно может оказывать определенное влияние на поведение другого человека.